Как выбрать пассивные колонки

Эй, на пароме!

Рупор — самый древний и, пожалуй, самый провокационный тип акустического оформления. Выглядит круто, если не сказать эпатажно, звучит ярко, а временами… В старых фильмах герои иногда кричат друг другу что-то в рупор, и характерная окраска такого звука давно стала мемом и в музыкальном, и в киношном мире.

Avantgarde Acoustics Trio с низкочастотным рупорным массивом Basshorn XD высотой 2,25 м

Конечно от жестяной воронки с ручкой теперешняя акустика ушла очень далеко, но принцип работы все тот же — рупор повышает сопротивление воздушной среды для лучшего согласования с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика. Таким образом, повышается его КПД, а заодно и формируется четкая направленность излучения. В отличие от всех описанных ранее конструкций, рупор чаще всего используется в высокочастотных звеньях АС. Причина проста — его сечение увеличивается по экспоненте, и чем ниже воспроизводимая частота, тем большим должен быть размер выходного отверстия — уже на 60 Гц потребуется раструб диаметром 1,8 м. Понятно, что такие монструозные конструкции больше подходят для стадионных концертов, где их действительно периодически можно встретить.

Главный козырь адептов рупорного воспроизведения заключается в том, что акустическое усиление позволяет при заданной звуковой отдаче уменьшить ход мембраны, а значит, поднять чувствительность и улучшить музыкальное разрешение. Да-да, снова кивок обладателям ламповых однотактников. К тому же при грамотном расчете раструбы могут играть роль акустических фильтров, круто отсекая звук за пределами своей полосы и позволяя ограничиться самыми простыми, а потому вносящими минимальные искажения электрическими кросоверами, а иногда и вообще обойтись без них.

Системы Realhorns — особая акустика для особых случаев

Скептики же не устают напоминать о характерной рупорной окраске, особенно заметной на вокале, и придающей ему характерную гнусавость. Побороть данную неприятность действительно нелегко, хотя судя по тому, как играют лучшие образцы High-End-рупоров, вполне реально.

Рупор

Плюсы: Высокий акустический КПД, а значит, отличная чувствительность и неплохое музыкальное разрешение системы.

Минусы: Характерная трудноустранимая окраска звука, недетские размеры средне- и тем более низкочастотных конструкций.

Колонка с пассивным излучателем

Довольно популярная сегодня область применения пассивных излучателей — это портативные колонки. При их размерах не так то просто получить действительно хороший бас. Акустический пассивный излучатель может значительно улучшить ситуацию .

Но даже если колонка не портативная, а настольная диаметр диффузора пассивного динамика должен быть больше или равен диаметру активного излучателя.

При этом собственный резонанс пассивного излучателя должен лежать ниже резонанса основного динамика. В идеале, для настольной акустики он должен лежать ниже 20Гц. Будет еще лучше, если такую же низкую резонансную частоту будет иметь и активный громкоговоритель.

Применяется пассивный излучатель только в корпусе типа закрытый ящик. Т.к. возбуждается он только колебаниями воздуха  внутри корпуса от активной головки. Следовательно любая негерметичность корпуса колонки с пассивным излучателем сильно снижает эффективность отдачи по басам.

Круги на воде

Именно такой аналогией проще всего описать характер излучения контрапертурных акустических систем, впервые разработанных в Советском Союзе в 80-х годах прошлого века. Принцип работы нетривиален: пара одинаковых динамиков смонтирована так, что их диффузоры расположены друг напротив друга в горизонтальной плоскости и двигаются симметрично, то сжимая, то разжимая воздушную прослойку. В результате создаются кольцевые воздушные волны, равномерно расходящиеся во все стороны. Причем характеристики этих волн в процессе их распространения искажаются минимально, а их энергия затухает медленно — пропорционально расстоянию, а не его квадрату, как в случае обычных АС.

Duevel Sirius сочетает элементы рупорной и контрапертурной конструкций

Помимо дальнобойности и круговой направленности, контрапертурные системы интересны на удивление широкой вертикальной дисперсией (порядка 30 градусов против стандартных 4-8 гр.), а также отсутствием доплеровского эффекта. Для динамиков он проявляется в биениях сигнала, вызванных постоянным изменением расстояния от источника звука до слушателя из-за колебаний диффузора. Правда, реальная слышимость данных искажений до сих пор вызывает много споров.

Взаимное проникновение концентрических звуковых полей правой и левой колонок создают весьма обширную и равномерную зону объемного восприятия, то есть по сути вопрос точного позиционирования АС относительно слушателя становится не актуален.

Итальяно-российская контрапертурная акустика Bolzano Villetri

Обратная сторона медали — большая опасность ранних отражений этих волн от стен и мебели, о вредоносности которых я подробно рассказывал в статье «Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате».

Характерная особенность контрапертуры в том, что звук, приходящий к слушателю фактически со всех сторон, хотя и создает впечатляющий эффект присутствия, не может в полной мере передать информацию о звуковой сцене. Отсюда рассказы слушателей об ощущении летающего по комнате рояля и прочих чудесах виртуальных пространств.

Контрапертура

Плюсы: Широкая зона эффектного объемного восприятия, натуралистичность тембров благодаря нетривиальному использованию волновых акустических эффектов.

Минусы: Акустическое пространство заметно отличается от звуковой сцены, задуманной при записи фонограммы.

Разновидности

По назначению

Активные акустические системы популярны у пользователей ПК, широко используются для проведения маленьких вечеринок, в студиях, на улице, а модели с микрофоном позволяют еще и слышать свой вокал. Разумеется, концертная и уличная модели имеют более высокие технические характеристики.

Такие колонки делятся на следующие классы:

  • для компьютера;
  • для ноутбуков, планшетов, смартфонов, плееров, телефонов и прочих девайсов;
  • для домашнего кинотеатра, при этом наилучшим вариантом будет комплект из разных каналов: центральных, фронтальных, тыловых;
  • для клубов – наиболее сильные системы с наилучшими характеристиками;
  • hi fi для дома дает возможность воспроизводить мультимедиа в наилучшем качестве, например, соединив bluray плеер + AV ресивер + многоканальный комплект колонок;
  • hi end – система, отличающаяся самой высокой технологичностью и ценой, к тому же изготовленная вручную.

По количеству полос

Многополосная колонка имеет несколько головок, различающихся по излучению в частоте. Для получения объемного четкого звука аудиосистемы достаточно однополосной акустики.

По типу установки

Выделяют следующие:

  • Полочные. Название колонок не говорит о том, что они должны обязательно стоять на полках. Их устанавливают на специальные стойки, Обычно они снабжены одним или парой динамиков. Они наиболее удачно вписываются в интерьер стандартных квартир. При этом в некоторых случаях данный вид акустики может создавать стереокартину лучше напольных систем.
  • Напольные. Отличаются большим размером, поэтому могут ставиться непосредственно на пол. Им требуется просторное помещение, так как в маленькой комнате басы чересчур резонируют. Стоят такие системы дороже, чем полочные, имеют от 1 до 7 динамиков, их производство более затратно.
  • Акустическая система центрального канала обычно идет к домашним кинотеатрам. Горизонтальная вытянутая колонка находится под дисплеем ТВ и воспроизводит основную речь и музыку.
  • Фронтальная акустическая система представляет собой колонки по бокам от экрана. Есть вариации как полочного, так и напольного плана.
  • Тыловая акустическая система устанавливается за зрителями домашнего кинотеатра. Чаще имеет вид настенных подвесных колонок маленького размера.
  • Сабвуфер предназначен для распространения низких звуковых частот и баса. Часто устанавливается в автомобилях, но также может дополнить акустику домашнего кинотеатра, когда нужно сделать более качественным звучание указанного диапазона.

Конструктивные отличия активных и пассивных колонок

Пассивные акустические системы состоят из одного или нескольких динамиков, каждый из которых излучает определённый вид звука: низкочастотный, среднечастотный и так далее. Одновременно одна пассивная колонка может содержать до 5 динамиков, такие системы называются многополосными. Внутри данной акустической аппаратуры имеются наборы фильтров состоящие из:

  • емкостей — конденсаторов;
  • комбинации активных сопротивлений — резисторов;
  • дополнительных индуктивных катушек.

Эти элементы соединены в электрическую цепь, которая является пассивной нагрузкой выходного каскад усилителя мощности звука, расположенного отдельно, тесть вне корпуса акустики. Активные колонки представляют собой компактное воспроизводящее звук устройство состоящее из:

  • пассивной акустической системы;
  • нескольких каскадов усилителя;
  • блока питания.

Таким образом, активная акустическая система в одном корпусе вмещает и пассивную, и целый блок усиливающий сигнал. В этом заключается главная разница между активными и пассивными колонками. Активная акустика бывает однополюсной и многополюсной. Естественно, что звучание многополюсных колонок считается более качественным и разноплановым. Блок питания необходим только для усилителя, так как все современные электронные элементы входящие в его состав, работают только от постоянного напряжения малой величины, чаще всего это 5 или же 12 Вольт. Включается пассивный усилитель в обычную стандартную систему электроснабжения 220 Вольт переменного напряжения. Работа блока питания может быть основана на трансформаторном или же без трансформаторном принципе понижения сетевой энергии. Трансформатор при этом является элементом, который за счёт электромагнитной индукции преобразует сетевое напряжение в низкое, а также служит гальванической развязкой. Именно такие блоки питания считаются более надёжными и безопасными для усилителя, если он правильно рассчитан и не перегружается то прослужит десятилетия, без ремонтного вмешательства в его работу и профилактики. Зачастую такие системы звуковоспроизведения имеют панель управления, которая содержит:

  1. регулятор громкости;
  2. кнопку включения питания;
  3. регуляторы частоты или же тембра;
  4. сетевой шнур для подключения к электропитанию.

Пассивные колонки не имеют системы управления, а регулировка громкости и частотных характеристик звука выполняется на внешнем усилителе мощности.

Особенности подключения и эксплуатации

Активные и пассивные колонки подключаются к абсолютно разным системам воспроизведения. Для того чтобы активная акустика работала ей необходим слабый звуковой сигнал измеряемый в милливольтах, допустим от микрофона или же аудиоплеера, состоящего в составе компьютера (ноутбука). Усилитель, находящийся внутри активной колонки, имеет несколько каскадов усиления и воспроизведёт звук на динамики, являющиеся частью его конструкции. При усилении вырабатывается значительная часть тепла, которая отводится алюминиевыми теплоотводами (радиаторами) поэтому требуют потока свежего воздуха. Пассивные колонки работают только с выходным сигналом соответствующим им по мощности. Например, чтобы раскачать такие колонки мощностью 50 Вт, нужен выходной каскад усилителя, мощность которого будет не меньше 40–45 Вт.

Таким образом, для подключения пассивных колонок достаточно двухжильного провода с низким сопротивлением, лучше медного, подключенного к внешнему мощному звуковоспроизводящему устройству. Для активных же понадобиться надёжный источник питания, но при этом сигнал, который он способен воспроизвести может, быть очень слабый. Иногда переносные компактные активные акустические колонки могут запитаны от элементов, работающих на химической реакции, то есть аккумуляторов или батареек.

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами акустических систем, имеющих внутри корпуса встроенный усилитель — компактность и малое количество аудиоподключений. Недостатками их являются:

  • обязательная подача электроэнергии;
  • наличие нагревающегося при громком воспроизведении элемента;
  • опасность при работе на открытом пространстве при влажной погоде;
  • опасность для человека, так как при пробое изоляции сетевое напряжение может стать причиной электротравмы.

Преимущества пассивных колонок в безопасности человека во время эксплуатации и весе конструкции, а также зачастую в качестве звучания и возможности более тонко и эффективно управлять входящим в неё звуковым сигналом. Недостаток сводится к невозможности работы без внешнего усилителя мощности.

Преимущества и недостатки

Конструктивные особенности, потенциальные возможности, а также нюансы подсоединения к источникам звука пассивной и активной акустической системы определяют достоинства и недостатки каждого вида техники.

Пассивная АС

Положительные и негативные аспекты эксплуатации пассивной акустики для наглядности сведены в таблицу.

Достоинства Недостатки
Подбор и гибкая настройка оборудования под конкретные нужды. Необходимость тщательно подбирать компоненты, что непросто для рядовых пользователей, которым нужны колонки для телевизора или проигрывателя.
Устойчивость динамиков к непогоде. Из-за простого устройства и отсутствия интегрированного усилителя колонки невосприимчивы к осадкам. Ведь ограждать от стихии нужно только усилитель.
Звук хорошего качества даже при подключении к проигрывателю с невысокой производительностью. Сложная и кропотливая настройка.
Отсутствие необходимости в подведении кабелей питания к каждому элементу системы. Питание требуется только усилителю, от которого энергию получают и колонки.
Простота апгрейда. Понадобится подобрать только новый усилитель.
Ремонтопригодность. Самое уязвимое звено системы — усилитель, до которого легче добраться, чем до встроенного в колонку.
Приемлемые цены.

Активная АС

Активная акустика появилась позже пассивной и быстро завоевала уважение потребителей. Но, при кажущемся наличии сплошных положительных моментов, данные АС не лишены и недостатков, касающихся как конструктивного исполнения, так и возможностей звучания.

Достоинства Недостатки
Предустановленные параметры звучания упрощают настройку системы. Нельзя поменять усилитель отдельно от колонки.
Устойчивость к продолжительным нагрузкам. Ограниченные настройки звука.
Легкость подключения к разным устройствам. Сложный и дорогой ремонт.
Небольшие габариты. Усилитель не нужно переносить отдельно. Необходимость в кабелях питания и заземленных розетках для подключения колонок.
Простое использование. Высокие требования к производительности источника звука (плеер, звуковая карта и другие). При работе со слабым устройством даже самые хорошие колонки будут издавать звук невысокого качества.
Универсальность. Один и тот же комплект колонок можно без проблем подключить к компьютеру, плееру, телевизору и даже смартфону.
Разнообразие форм и вариантов исполнения. Бывают колонки напольные (например, стильные и мощные модели от Yamaha) настенные, горизонтальные, вертикальные, портативные с аккумулятором (например, у бренда JBL), всепогодные с защитой от влаги и пыли. Такие системы можно подобрать под любой интерьер. Чувствительность к температуре, влажности, степени загрязнения воздуха (при отсутствии защиты от внешних воздействий). Обычные колонки быстро сломаются, если попадут под дождь или в холод.

Опасности неверного подбора усилителя

Что может пойти не так при неправильном выборе? И как подобрать усилитель к колонкам по мощности так, чтобы избежать возможных проблем?

Рассмотрим такие случаи:

  • Мощность усилителя больше мощности колонок. Это не страшно, если вы не будете включать его на полную. В идеале достаточно будет 50-70% от максимума. Более того, такое сочетание, как считается, обеспечивает наиболее качественный звук. Однако есть риск, что однажды вы, забывшись, поставите громкость на максимум — и это повредит диффузорам колонок. Можете пересмотреть «Назад в будущее» — в начале фильма Марти Макфлай именно это и делает, с разрушительными последствиями.
  • Мощность усилителя соответствует мощности колонок. Вроде бы всё идеально. Однако на максимальной громкости акустика начинает выдавать искажения, а усилитель на своём максимуме может подавать на колонки постоянный ток, что портит их. Качественные усилители, конечно, снабжают специальными конденсаторами во избежание «жарки» колонок постоянным током. Но лучше не рисковать и запускать такую систему на те же 50-70% громкости от силы.
  • Мощность усилителя меньше мощности акустики. Казалось бы, здесь риск исключён. Однако нет: опасность «жарки» постоянным током, если усилитель работает на полную, всё ещё есть. Если же включить его на 60-70%, риск исключается. Однако акустика не раскрывает потенциал.

Что же до сопротивления (импеданса), то сочетания сводятся к следующим вариантам:

  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Опасное сочетание: такие колонки могут не справиться с подаваемым от усилителя сигналом и испортиться. Лучше его избегать.
  • Сопротивление усилителя соответствует сопротивлению колонок. Идеальный случай.
  • Сопротивление усилителя меньше сопротивления колонок. Вы не рискуете исправностью техники, однако фактическая выходная мощность будет в полтора-два раза ниже реальных способностей вашей акустики. То есть, колонки толком не зазвучат.

Некоторые усилители оснащаются либо селектором импеданса, либо разными каналами с разным сопротивлением. Такую модель можно просто переключить в режим, соответствующий вашим колонкам. Другие модели совместимы как с 4-омными, так и с 6- и 8-омными колонками, однако мощность будет падать обратно пропорционально сопротивлению. Выигрыш здесь будет в гарантии того, что колонки будут работать исправно. К тому же, если вы однажды задумаетесь, как подобрать колонки под усилитель, у вас будет более широкий выбор.

Вопросы вкуса

Какой звук вы любите: старый мягкий, или современный, «во все частоты»? От этого тоже зависит ответ на вопрос, как подобрать усилитель к колонкам к вашему удовольствию. Ведь если звук вам не по душе, то правильный подбор параметров не спасёт.

Здесь можно рассмотреть два наиболее распространённых типа усилителей:

  • Ламповые. Хотя выражение «тёплый ламповый звук» уже трудно воспринимать без иронии, характер звука всё равно отличается: меньше шумов, меньше искажений при кратковременных перегрузках, дополнительные искажения, которые создают «привкус». Если вы слушаете старую музыку или её современную трактовку, записанную аналоговым способом, с винила, кассет или в высококачественных рипах, то есть смысл прислушаться к «лампе».
  • На интегральных микросхемах. Это более современный тип, отличающийся более точным звуком, без характерных ламповых искажений, придающих «теплоту». Это хороший выбор для современной музыки — от рока до клубных стилей и хип-хопа.

Принципы подбора по совместимости остаются в силе для обоих типов.

Хороший усилитель под акустику

Грамотный подбор акустики под усилитель, как известно, важная составляющая правильного выбора аудиосистемы для своего автомобиля. Усилитель – это не второстепенное звено во всей акустической системе, профессиональные установщики это знают. Соотношение мощности акустики усилителя должно всегда соблюдаться в норме. Приобретение слишком слабого или наоборот мощного по сравнению с динамиками элемента приводит к различным проблемам, о чем мы и узнаем в нашей статье.

Профессиональная акустика. Ее типы, способы подключения и основные правила расчета

В этой короткой статье мы постарались максимально доступным образом изложить основные сведения о различных видах профессиональных акустических систем, способах их подключения и расчета мощности усилителя, исходя из мощности акустики.

Акустика по способу подключения делится на трансформаторную и низкоомную.

Трансформаторная акустика

Трансформаторная акустика предназначена для объектов, на которых не требуется очень хорошее качество звука, так как по качеству она ниже, чем низкоомная. Главная особенность данного типа акустики заключается в возможности подключения акустики на одну линию, друг за другом. Таким образом получается параллельное подключение, позволяющее делать достаточно длинные линии с большим количеством динамиков.

Преимущества трансформаторной акустики:

  1. возможность делать длинные цепочки колонок, подключая на одну линию большое количество динамиков
  2. простота подключения и экономия кабелей за счет такого варианта коммутации
  3. стоит дешевле своих низкоомных аналогов
  4. падение мощности сигнала на трансформаторной линии происходит значительно меньше

Недостатки трансформаторной акустики:

  1. качество хуже, чем у низкоомной
  2. линия трансформаторных динамиков — это всегда моно сигнал

Обойдемся без катушки

Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.

Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой

Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.

Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол

Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.

Пассивный излучатель

Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.

Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.

Активная или пассивная акустика — что лучше?

Активная или пассивная акустика — прежде, чем приобрести акустическую систему будущий потребитель всегда интересуется какой вариант акустики купить: активную или пассивную? Данная публикация поможет разобраться в особенностях АС и охарактеризовать каждый вид в отдельности, а затем уже можно будет делать выбор. Первостепенное значение в акустических системах оказывает усилитель мощности звука, с помощью которого аудио сигнал от источника подается на динамические излучатели.

Повышение мощности звукового сигнала выполняется двумя методами, один из которых это — наращивание звукового давления осуществляет сама акустическая система. В основном такой тип усиления звука применяется в аудио колонках для компьютера либо в акустике Hi-End класса, соответственно дорогостоящей. Другой вариант, это когда усиление звука выполняет усилитель, который передает уже усиленный и отфильтрованный акустический сигнал непосредственно на динамики. Поэтому, чтобы точно определится, какая система вам больше подойдет, активная или пассивная акустика — можно будет понять из этой статьи.

Специфика пассивной акустической системы

1. В основном в акустике пассивного действия применяется усилитель средней мощности. Вследствие этого, на колонках разного типа качество воспроизводимого звука может быть разным, то-есть несколько отличаться друг от друга. В случае применения в составе пассивной акустики более мощного усилителя, тогда необходимо подумать также об использовании мощных и качественных колонок. Потому, что недорогие аудио колонки не дадут такой эффективности передачи звуковой сцены как оборудование более высококачественного исполнения.

2. Схема акустической системы, которая состоит из электронных компонентов, во время работы существенно нагревается, этому также подвержен кроссовер, входящий в состав АС. Именно кроссовер берет на себя основную часть работы по согласованию различных музыкальных стилей, поэтому концентрирует на себе значительную мощность. Исходя из того, что усилитель мощности формирует солидную нагрузку на всю схему АС, при этом естественно качество звучания и выходные характеристики будут снижаться.

3. Для выбора пассивной акустики нужно заранее определиться с ее номинальной мощностью, которая вас устроит для качественного воспроизведения музыки. Выбирать аудио колонки необходимо такие, чтобы они могли долгое время работать с максимальной нагрузкой заявленной производителем. Усилитель в составе системы должен иметь мощность меньше, чем у колонок. В случае использования усилителя звука мощнее колонок, то велика вероятность выхода из строя динамиков.

Активная акустическая система

Что касается активных акустических систем, то в их конструкции задействована схема обратной связи относительно аудио колонок и усилителя мощности. Такой вариант акустического комплекса дает возможность устанавливать уровень громкости при помощи элементов управления усилителя. Тем самым в необходимый момент можно снизить мощность УМЗЧ, соответственно и нагрузку, которую получают динамики. Кроме этого, прямое подключение усилителя прямо к колонкам существенно уменьшает сопротивление в акустическом тракте, поэтому на выходе формируется звуковая картина высокого качества.

К тому же, в акустике активного действия все установленные детали не подвергаются такому сильному нагреву как в пассивной АС. Ну, а если схема греется меньше, то естественно она способна работать длительное время без искажений

Если обратить внимание на недостатки активной АС, то они незначительны и заключаются лишь в сложности подсоединения.
Чтобы задействовать активную акустику, для этого необходимо создать отдельный блок питания для нее и развести цепь заземления для отдельно взятых узлов и элементов.

Обзор видов

Есть несколько основных типов колонок по назначению. В зависимости от условий эксплуатации, выбирают колонки не только по параметрам мощности, но и по конструкции-назначению как таковой. Рассмотрим основные. Полочные колонки предназначены для установки на стол, полку или другую горизонтальную поверхность. Такие колонки можно поставить на столик для телевизора, компьютерный стол или на полку, прикрученную к стене. Такой вариант станет прекрасным решением для небольшого помещения: колонок можно использовать несколько и вполне эффективно озвучить пространство.

Напольная акустика устанавливается на пол: обычно имеет вертикальную, многополосную конфигурацию. Акустика выбирается также исходя из мощности, объема помещения и условий установки. Такие колонки можно расположить по краям телевизора – получится хорошо озвученный домашний кинотеатр.

Концертная акустика – это целый комплекс аппаратуры и коммутации, включающий в себя не только колонки (нередко многополосные) и усилитель: обычно в набор входят отдельные низкочастотные колонки (сабвуферы), кроссовер и другие интересные девайсы. Всё это призвано качественно озвучивать концертные площадки и залы – редко попадает в руки обывателей, в домашних условиях такие акустические системы не используются.

Различают «домашнюю» акустику и «профессиональную» (эстрадную). Эти системы предназначены для разных задач. Профессиональными системами озвучивают большие залы, площадки, дискотеки и стадионы: системы выдают качественный звук и создают высокое звуковое давление. Профессиональные колонки от концертных отличаются следующими нюансами:

  • применение в конструкции динамиков высокой эффективности;
  • управляемый угол направленности звука.

Домашняя пассивная аудиосистема может выполнять различные функции: полочной компьютерной аудиосистемы или звуковой системы домашнего кинотеатра. Качественное звучание создает в доме наиприятнейшую атмосферу.

Что это значит?

Пассивные колонки не оснащаются встроенным усилителем. Это значит, что акустическую систему придется собирать из нескольких узлов, что не всегда под силу сделать начинающему любителю хорошего звука или обывателю. Чтобы колонки «заиграли», требуется минимальный набор устройств: усилитель звука и коммутация (специальные акустические провода). Типичные пассивные колонки можно увидеть в комплекте с музыкальным центром: чаще всего такой комплект представляет собой сам проигрыватель, небольшой усилитель и отдельно подключающиеся к нему посредством обыкновенных медных проводов колонки. Также пассивная акустика применяется на концертных сценах. Самая суть таких систем в её простоте, как следствие, в надежности и возможности более тонкой настройки.

К колонкам подбирается усилитель (разнообразие которых поражает воображение), в отдельных случаях приобретается кроссовер (чтобы развести весь звуковой поток на отдельные частоты), а также акустические провода и кабели в зависимости от условий. Всё это представляет собой интереснейший и творческий процесс. Все колонки звучат по-разному: есть мнение, что пассивная акустика (особенно в деревянном корпусе) звучит приятнее и мягче, чем не могут похвастать активные колонки в пластике, с четко подобранным к ним цифровым усилителем.

Пассивные акустические системы

Вопреки распространенному заблуждению, такие устройства по-прежнему выпускаются и прочно занимают свою рыночную нишу. Главное отличие пассивных колонок от активных – то, что они подключаются ко внешнему усилителю. Соответственно, без этого компонента работать они не будут.

С одной стороны, это требует от пользователя хотя бы элементарных познаний в электронике. С другой – он может самостоятельно скомпоновать акустику даже для дома, выбрав те модели динамиков и усилителя, которые подходят ему больше, и быть уверенным в качестве последнего.

К достоинствам такого типа стоит отнести:

  • Упрощенная коммутация – требуется всего один кабель спикерного типа;
  • Возможность более тонко настроить акустику;
  • Конструкция таких моделей проще, поэтому вероятность выхода из строя ниже.

К недостаткам стоит отнести то, что, как правило пассивные акустические системы имеют большие габариты, поэтому они менее мобильны, так как большая конструкция будет тяжелее. Кроме того, настройка такой аппаратуры может стать проблемой для неподготовленного исполнителя.

В целом, пассивная акустика чаще используется профессионалами – для концерта, митинга, для праздников, для дискотек, музыкантами, диджеями и т.д. Как правило, покупка таких девайсов тянет за собой целый «хвост» из дополнительного оборудования.

Например, при наличии даже двух излучателей, уже требуется дополнительный кроссовер для разделения НЧ и ВЧ. С другой стороны, все это специфическое оборудование – усилитель, микшер, звуковой процессор и прочее, позволяет создать систему с идеальной акустикой.

В завершение хочу отдельно отметить, что фон в активных вариантах может возникнуть только в самых бюджетных моделях. Серьезные бренды, как правило, экранируют усилитель, а это предотвращает генерацию помех электрической катушкой динамика.

У качественной аппаратуры разницы в уровне шума не наблюдается.

О том, какие вообще бывают виды колонок, читайте здесь. Также для вас могут оказаться полезными публикации о том, что такое акустическая колонка и для чего она нужна, а также об истории их возникновения и развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Домашний мастер
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.