Определение горельефа
Под это определение попадают такие виды рельефных изображений, которые имеют очень большой вынос, толщину рисунка. Высота их рисунка выступает больше чем на половину своего объема от фона. Это означает, что такие панно не просто 3д, не просто выпуклые, а на грани перехода в вид круглой скульптуры. Изображение начинает постепенно отделяться от стены, настолько оно становится объёмным. По характеру формообразования таких рельефов понятно, что горельеф возник в первую очередь для использования на фасадах зданий. Объёмное изображение видно издалека, оно даёт хорошую светотень и выразительность, то есть выполняет свои художественные задачи. Горельефы активно использовали древние греки в своём искусстве. Затем Рим перенял от Греции этот вид скульптурных работ. Любили применять этот вид рельефов во времена Возрождения. И, конечно, барокко, с его стремлением к бурному и масштабному движению во всём, никак не могло обойтись без горельефных панно.
В качестве сюжетов часто используются многофигурные сцены и композиции. Фигуры при этом могут вообще становиться статуями в полный объём и просто прислоняться к стене, фону горельефа. В частных интерьерах современных квартир и домов такой вид панно применим реже именно из-за его сильной объёмности. Такая скульптурная выпуклость редко когда нужна.
Таким образом, горельеф — это самый объёмный тип или вид рельефа, с характерными сильно выступающими объёмными формами, обычно используемый в архитектуре.
Барельеф
Барельеф – вид искусства, в котором объемная часть выдается на половину или менее. Можно привести аналогию с песком. Круглую скульптуру погрузили в него наполовину или более. Именно так и будет выглядеть барельеф – как будто большую часть объема оставили за фоном.
Отличительные особенности барельефов:
- нет отдельно стоящих фигур;
- фигуры утоплены в фон;
- нет элементов, которые сильно бы выдавались над плоскостью – если есть копье или целая морда лошади, которые выдаются перпендикулярно фону, это уже горельеф.
В барельефах перспектива упрощена, а анатомия не всегда соблюдается. Чтобы не сильно отрывать фигуры от плоскости, авторы могут пренебречь этими принципами. Очень часто люди, оружие, лошади и другие участники барельефов кажутся немного сплюснутыми.
Само слово «барельеф» переводится как «низкий рельеф». Произношение взято от французского bas-relief», но корни слова уходят к итальянскому bassorilievo.
Данные типы рельефов могут создаваться из глины, разных видов камня, дерева и других материалов. Для придания объема используют техники лепки, резьбы, обтески. Методики и материалы могут быть и скомбинированы: так, в античном искусстве встречаются образцы из камня и бронзы, золота и гипса.
Барельефами любили украшать фронтоны храмов в эпоху Древней Греции и Древнего Рима. Красочные скульптурные композиции были визитной карточкой здания. Но стены – не единственный фон для барельефов. Они могут возвышаться и над колоннами, частями круглой скульптуры.
Что это такое?
В архитектуре барельеф – это вид скульптуры, который представляет собой выпуклое изображение. Однако при этом необходимо учесть тот факт, что данное изображение не может выступать из плоскости своего фона больше, чем на 50% (от общего объема). Часто барельеф также называют лепкой или декоративной штукатуркой. Если анализировать историю возникновения барельефа, то необходимо сказать, что первыми скульптурами данного типа можно считать наскальную живопись первобытного человека. В древности такую технику использовали многие народы, а именно: египтяне, жители Месопотамии, Индии и другие. Благодаря развитию и распространению барельефов современные историки могут с достаточной точностью восстановить события. Особой популярностью барельефные формы пользовались на древних территориях таких государств, как Греция и Рим. На тот момент ими украшали храмы.
Разновидности барельефов
Барельеф
Прежде чем приступить к созданию барельефа, следует ознакомиться с его разновидностями. Изображение должно выступать над поверхностью стены не более, чем на половину объема. Если же композиция будет выступать больше, чем наполовину, то ее принято называть горельефом.
Создать объемный рисунок на поверхности стены можно с помощью отлива цельной формы, а также собрать его из отдельных элементов. К остальным типам барельефа следует относить:
- Орнаментальные — композиция, состоящая из орнаментов и узоров
- Сюжетно-изобразительные — барельефы, в центре которых находится какая-то картина
- Сплющенные — объемные изображения, между деталями и плоскостью которых принято соблюдать минимальное расстояние
- Облицовочные — композиции, которые используются при проведении работ облицовочного характера. Чаще всего такие барельефы создаются в качестве орнаментальных
- Живописные — плоские фигуры, на которых можно заметить элементы природы
- Многоплановые — во время работы применяются разные компоненты, эффект теней, контрасты
Объемная композиция
В кухне подходящим вариантом станут объемные композиции с изображением домашних животных, утвари, овощей и фруктов. Для оформления детской спальни лучше выбирать легкие и яркие панно с героями из сказок и мультиков, которые, будто статуи, расположились в стене.
Клумбы и цветники: описание разновидностей, оригинальные идеи создания из подручных материалов (70+ Фото & Видео) +Отзывы
Пластилин или масса для лепки
Это самый простой вариант, который подойдет для детского творчества. Для создания красивого сувенира понадобится следующее:
- пластилин;
- стек;
- основа.
Горельеф — это полуобъемное изображение на плоскости какого-либо объекта. Для пластилина подойдет и фанерка, и сложная округлая форма, например, вазочка, стакан, коробка.
Можно взять массу для лепки или пластилин — обычный детский цветной либо скульптурный однотонный. Помните, что последний более твердый. Лепить из него непросто, особенно ребенку. По нему лучше вырезать ножом или пластиковым стеком. Для детского творчества берите яркие цвета. В качестве первого опыта попробуйте сделать барельеф. Если вам нужно максимально полно и объемно передать какой-то элемент, стоит использовать горельеф. Это наиболее подходящий вариант. Сделать его легче, чем объемную скульптуру, а по эффектности он не уступает трехмерному объекту.
Красивые примеры
Рельефные скульптуры создавались в Древнем Египте, Древней Греции, Риме. В Средневековье наблюдался спад популярности рельефов, но в эпоху Ренессанса полуобъемные скульптуры вернулись в моду. Поэтому примеры барельефов и горельефов можно найти в любой стране.
Самый известный пример горельефа – Пергамский алтарь. Его основание украшено объемными изваяниями богов и титанов. Сюжет классический – битва между противоположными сторонами. Алтарь был создан в промежутке между 228 г. до н. э. и 170 г. до н. э. и посвящен победе пергамского царя Аталла I над варварами. На восточной стороне алтаря изображены олимпийские боги, на других сторонах – боги стихий.
Периметр памятника архитектуры настолько длинный, что делится на несколько самостоятельных рельефов. Так, выделяют «Битву Зевса с Порфирионом» и «Битву Афины с Алкионеем». В настоящее время алтарь находится на реставрации в Берлине, откроется для публики в 2023 году.
Самый известный в России пример барельефа – Александровская колонна. Основание воздвигнутого в 1834 году памятника украшено аллегорическими женскими фигурами, оружием и доспехами. Барельеф отлит из бронзы, в нем можно увидеть:
- древнерусские кольчуги;
- щиты, образцы для которых взяты в Оружейной палате;
- шлем Александра Невского;
- броню царя Алексея Михайловича.
Барельефы и горельефы продолжают использовать современные архитекторы. Ими украшают фасады домов, комнаты, скульптуры. Различные вариации рельефов можно увидеть на выставках современного искусства.
Чем отличается горельеф от барельефа смотрите в следующем видео.
Украшение для интерьера из гипса
Горельеф и барельеф используются в декоративных целях при украшении предметов быта, интерьера, архитектуры. Сделать такой декор можно своими руками. Вам потребуются следующие материалы:
- сухой гипс, алебастр, цемент или штукатурка;
- фанера;
- рейки;
- полиэтиленовая пленка;
- емкость и палочка для подготовки состава;
- плиточный клей.
Работа выполняется так:
- Из фанеры и реек изготавливаете форму для заливки основы. Лучше выбрать квадрат или прямоугольник.
- Выстилаете получившуюся деревянную «коробочку» полиэтиленовой пленкой. Хорошо, если есть парниковая. Она придает гладкую поверхность плите, так как не собирается в складки.
- Смешиваете с водой гипс или другую массу, которую вы выбрали. Доводите до консистенции сметаны. Она не должна быть слишком густой, так как ее нужно будет заливать. Слишком жидкая смесь будет долго застывать, и объект окажется менее прочным. В случае выполнения горельефа плиту лучше укрепить металлической арматурой. Заливаете суспензию в форму.
- Ждете, пока плитка затвердеет, но не полностью. В случае с гипсом понадобится около получаса. Цемент застывает дольше, но в любом случае не более 12 часов. Иначе последующие слои будут плохо соединяться с основой.
- Переворачиваете форму. Достаете плиту.
- На ее гладкую поверхность наносите заранее подготовленный рисунок, например, по трафарету рисуете маркером или острым предметом процарапываете контуры.
- Начинаете постепенно добавлять слои объемного изображения. Для начала лучше делать выступающие части небольшой высоты.
- После окончательного застывания готовой работы обрабатываете поверхность наждачной бумагой и укрепляете декор на стене с помощью плиточного клея.
Если вы уже освоили технику выполнения барельефа, начинайте делать горельеф. Это более интересный способ передачи объектов. Технология изготовления такая же, как описано выше, только предпоследний этап окажется сложнее и займет больше времени. Ведь объемные части придется делать не в один прием. Именно высотой выступающих элементов и отличается горельеф. Фото наглядно демонстрируют это.
Итак, вы узнали, что представляет собой горельеф и как его можно изготовить самостоятельно. Выбирайте понравившуюся технику и начинайте увлекательный творческий процесс создания сувенира своими руками.
Горельеф
Горельеф — это высокий рельеф. Термин происходит от французского hautrelief, что и означает дословно «высокий рельеф». На нем фигуры могут возвышаться как на 1/2 глубины, так и целиком выступать и быть объемными. Встречаются в античном искусстве, на триумфальных арках. В эпоху Возрождения начали использоваться как средство передачи перспективы.
Позже, после перехода к маньеризму, а затем барокко, они приобретали смелые и причудливые очертания, которые диктовало ничем не ограниченное воображение скульпторов. В произведениях Бернини, например, можно видеть переходную форму между полностью вышедшим из поверхности горельефом и скульптурной группой. Примером может послужить «Экстаз святой Терезы», композиция которого передает возбужденное, восторженное настроение.
Интересные дизайнерские идеи
При изготовлении барельефа для украшения внутреннего оформления жилого помещения можно использовать традиционный либо более оригинальный подход, а также изобрести собственный рисунок либо воспользоваться уже готовым трафаретом. В первую очередь следует отметить, что такой предмет дизайна хорошо вписывается практически в любое помещение в квартире или доме. Особенно он уместен в прихожей, спальне, детской комнате и ванном помещении.
Главное, чтобы барельеф своим изображением подходил к стилистике окружающей обстановки: лофт, классика, минимализм, классицизм и так далее. При этом скульптурой этого типа можно украшать камины, арки, а также создавать обрамление для картин или даже панно. Таким образом, барельеф станет акцентным элементом интерьера. Рассмотрим несколько вариантов внедрения барельефа в интерьер.
Абстракция
Барельеф-абстракция отлично впишется в любой стиль интерьера. Его можно создавать как вертикально, так и горизонтально. В зависимости от общей стилистики помещения можно выделять скульптуру ярким и контрастным цветом либо делать его незаметным – в тон общей цветовой палитре.
Анималистичный принт
Любителям животных понравится барельеф в виде павлинов, льва, рыбы, птиц и других обитателей планеты Земля. При это можно создать как композицию из одного животного, так и более наполненную картину (например, сафари или морское дно). Если есть желание создать такое оформление в детской комнате, то можно использовать для этого изображения мультипликационных или сказочных животных. Детям повзрослей понравится, например, барельеф, на котором будет изображена змея или даже средневековый дракон.
Флора
Наиболее популярная разновидность барельефа – пейзаж. Например, прекрасно смотрится цветочный принт с колокольчиками и ромашками, а также удачным решением является лепное дерево или виноградная лоза. Такие композиции будут отлично выглядеть в прихожей и на кухне.
«Карта мира»
Любителям путешествий рекомендуется создать необычный и оригинальный барельеф пол названием «Карта мира». При этом следует максимально четко прорисовать все континенты и океаны. При желании можно закрашивать в яркий цвет те страны, где повезло уже побывать (либо ставить на них символичные картинки, например, флажки).
Горы
Барельеф в виде гор отлично впишется в гостиную или спальню. При этом вы можете создать его цветным (например, заснеженные горы или горы с зеленой травой) или в тон стены. Кроме того, вы можете у подножия гор создать озеро или деревню.
Замок
Такое изображение отлично подойдет для спальни и украшения детской комнаты для девочки. При этом можно создать как вымышленный, так и реально существующий замок.
Ангелы
Такой вариант хорошо впишется в детскую комнату. В зависимости от пола ребенка ангелы могут иметь внешность девочки или мальчика. При этом в данной ситуации рекомендуется использовать только пастельные и нежные оттенки, а не яркие неоновые цвета.
Орнамент
Барельеф в виде орнамента является одним из самых простых в исполнении. Он в большей степени подойдет для классических интерьерных стилей.
Таким образом, существует огромное количество вариантов и идей барельефа, которые смогут отлично вписаться в любое помещение. Но в первую очередь нужно отталкиваться от вкусов и предпочтений тех членов семьи, которые будут проживать в них. Барельеф можно изготовить как самостоятельно своими руками, так и попросить помощи у профессионалов.
Основные правила содания барельефа смотрите в следующем видео.
Сравнение рельефов между собой
Барельеф — это классический вид рельефа, его объёмы средние по характеру или низкие. Именно барельефом мы обычно и называем все выпуклые изображения. Такое определение самое распространённое и подходит под большинство объёмных 3д панно, которые мы видим вокруг себя и используем при оформлении интерьера. От горельефа барельеф из гипса отличается в первую очередь высотой объёмного изображения. оно здесь не такое большое. Простой пример. Возьмём половину шара, полусферу и положим её на плоскость. Это максимальный размер барельефа по высоте. Если бы было больше, чем полшара, три четверти шара, например, то это уже назовётся горельефом. Остальные принципы этих скульптурных панно схожи. Это общие приёмы художественной композиции, сферы применения, работа с формой — всё идентично. Речь идёт именно об определении объёмных характеристик данных типов скульптурных произведений.
Сделаем сравнение для показательности с контррельефом
Этот вид рельефа противоположен горельефу в главном — в отсутствии объема. Если девиз последнего — максимально крупное, выпуклое изображение, то контррельеф — это рисунок, углублённый внутрь. здесь объём читается за счёт линии, контура. Конечно есть светотень, но она работает уже по-другому. Такие панно имеют плоскую форму, на который мы наблюдаем как бы вырезанное, углублённое внутрь изображение. Такие рельефы чаще применяют в интерьерах, чем горельефы. В контррельефах зритель может увидеть больше изящества, больше мелких деталей и проработки. Хотя нельзя сказать, что такой вид изобразительных произведениий не применим на фасаде в отличие от горельефа и барельефа. В качестве примера сразу вспоминает египетское искусство, где контррельеф и был основным видом скульптурного панно, используемого как раз в архитектуре. Но надо учитывать, что в этой южной стране постоянное солнце, которое даёт яркое освещение и панно даже с небольшим перепадом объёмов выглядят чётко и контрастно.
Итак, контррельеф — это самое низкое по высоте скульптурное произведение, отличающиеся углублённым внутрь изображения объёмным рисунком.
Таким образом, барельеф и горельеф — два типа одного вида скульптуры — рельефа. Они характеризуются разностью высот своих выпуклых объёмов, при схожести всех остальных художественных приёмов, используемых при их создании скульптором. Горельефы, за счёт существенной высоты рельефа в основном используются на архитектурных фасадах, барельеф же получил большее распространение в интерьере.
Барельеф или низкий рельеф
Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.
Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде — краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.
Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.
В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.
Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.
Другие виды барельефов
Рассмотрим вкратце и иные разновидности барельефов. По характеру применения они делятся на лепнину для фасадов домов и для интерьеров. Для улицы такие детали выполняются, как правило, из бетона или стеклокомпозита. Гипс требует серьезной дополнительной защиты. Для интерьера рельефы отливают из гипса. В помещении панно используют как настенный вид лепнины или декора на потолок.
По стилям барельефы можно отнести к целой серии разнообразных видов.
Классический рельеф — мы апеллируем к искусству Древней Греции и Рима, а так же периода классицизма в Европе
Здесь в первую очередь внимание на пропорции, анатомию фигур, гармонию всей композиции, тщательную проработку деталей.
Стиль возрождения. Похожие художественные подходы
Но больше свободы и творчества, движения.
Период рококо. Здесь барельефы становятся изящными и тонкими по трактовке элементов.
Барокко — буйное и неуемное движение, игра больших масс, всё очень мощно.
Отдельная тема — это барельефы с стиле модерн. Пластичность, которой больше мы нигде не увидим, линии рельефа просто «поют» и завораживают.
Артдеко — вообще интереснейший период с потрясающими находками. Больше геометрии в формах, где-то резкость, но огромная сила выразительности и смысловая наполненность образа.
Итак, в каждом историческим стиле рельефы имеют свои особенные признаки образования художественного образа и формы.
Ещё один вид горельефов — разделение по сюжетам направлениям. Чего только здесь можно не изображать. Это и объёмные рисунки цветов, девушек, деревьев. Огромная тема, связанная с пейзажами — как природными, так и городскими. Звери, всевозможные животные, вообще, тема анимализма очень востребована и интересна. Фигура человека. Да с этого всё и начиналось! Вспомним греческие барельефы — классику искусства. Многофигурные композиции, мифологические темы.
Изображения могут быть декоративными, то есть созданными в первую очередь как украшение. На таких изделия преобладает орнамент, более абстрактная трактовка сюжета. Изобразительный рельеф представляет в большей степени картину с изображение людей или пейзажа, какого-либо сюжета.
Таким образом, барельефное панно, в зависимости от точки зрения, с которой мы обращаемся к его проблематике, подразделяется на множество видов и типов. Что говорит о широких возможностях применения данного вида скульптурных произведений для украшения и оформления нашего жизненного пространства.
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Серые обои в интерьере +70 фото
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.
Пошаговое руководство выполнения этюда «виноградная лоза»
Рассмотрим, как сформировать барельеф на стене своими руками на примере производства изображения виноградной лозы с гроздью, фигурными листками. Работа выполняется методом исполнения различных частей из алебастровой смеси с последующим их закреплением на стене. В формы отливаются ягоды и листочки, витиеватый стебель и усики прорисовывают вручную. При производстве крупных тяжелых частей используют для армирования и облегчения крепления на стене остов из проволоки.
-
Первый этап создания объемного барельефа своими руками на стене – выполнение композиции в полный размер и перенос очертаний на место будущей картины. Набросок переносят путем прорисовки по пленке (выполняют маркером). На подготовленную стену наносят основу тонким слоем. Полиэтиленовое полотно располагают в необходимом пространстве и закрепляют, контуры зарисовки обводят. Образец удаляют, а очертание остается на поверхности. Контуры также переносятся на сухую плоскость. В этом случае после закрепления пленки сверху край ее поднимается, и линии прорисовываются обычным грифельным карандашом.
В первую очередь нужно нарисовать эскиз рисунка
-
Второй пункт исполнения барельефа – изготовление формы для листочков и виноградных ягод. Рассмотрим исполнение матрицы из герметика с наполнителем (тальк/крахмал). На доску насыпают наполнитель и замешивают с герметиком как обычное тесто. Предмет соответствующей фигуры (овал или шар) и размера вдавливают в полученный материал. После застывания силикона образец извлекают. Получается матрица для формирования ягод. Для листков можно воспользоваться фабричной силиконовой/полиуретановой матрицей, или изготовить шаблон самостоятельно указанным выше способом. Образец формы листочков для барельефа лепят из пластилина или соленого теста.
Для листьев и ягод можно изготовить формы
-
Третий момент – размешивание состава и отливка отдельных гипсовых элементов. Для заливки в формы делается раствор из одной части воды и двух частей гипса. Вода берется комнатной температуры. Других ингредиентов (песок, штукатурка, пр.) при замесе состава из алебастра для барельефа не используют. Сухой гипсовый порошок постепенно добавляют в воду при постоянном умеренном помешивании (для избегания образования комочков). Интенсивно мешать раствор не рекомендуется. Смесь обогатится кислородом, и деталь получится с воздушными пузырьками. Изделия извлекаются после окончательного застывания гипса.
С помощью отливных форм можно сделать очень красивый рисунок
-
Четвертый этап – подготовка плоскости и приклеивание раздельных элементов на барельеф. Плоскость покрывается сатенгипсом или акриловой шпаклевкой, затем армируется выбранным способом. Ягоды и листочки крепятся приклеиванием (вдавливанием) готовых деталей в указанных на эскизе точках. Для крепления тяжелых элементов используется проволока (сталь) диаметром 2-3 мм.
-
Пятый шаг – выполнение стебля и усиков. Выполняется на барельефе шприцем для украшения тортов. Особо тонкие линии исполняются медицинским шприцем без иглы.
Листья и ягоды можно сделать шприцем для тортов или обычным
-
Последний пункт – финишная отделка барельефа. Окрашивание выполняется специализированными красками для лепнины (тонкие полутона получают растушевкой). Яркие акценты в барельефе выполняют акриловыми красками. Затем производится покрыв картины ранее указанным способом.
Птичка, бабочка на стене у грозди или листа разнообразит и украсит этюд, придаст ему индивидуальности и особого шарма. Если миниатюра производится из отдельных частей, все точки соединения аккуратно заделываются, сглаживаются и зашлифовываются для получения эффекта единого полотна.
В конце рисунок нужно обработать защитными средствами
Контррельеф и койланаглиф
Контррельеф, как видно из названия, это что-то противоположное рельефу, а именно — вдавленный рельеф, где углубления соответствовали бы выступам. Чаще всего он используется в матрицах и печатях. Оттиск же, как, например, изображение на монетах, оказывается барельефом. В авангардном искусстве XX века понятие контррельефа было переосмыслено и наделено новым значением. Художник и дизайнер Татлин называл контррельефами объемные композиции из предметов, прикрепленных к стене или двум стенам. Эти произведения искусства уже не имели поверхности, а предметы не имели ничего общего со стеной и представляли собой куски дерева, бумаги, металла или натянутые струны, соединенные в причудливую композицию. Некоторые исследователи предполагают, что эта тенденция идет от Пабло Пикассо.
Койланаглиф трудно вообще отнести к рельефам. Он представляет собой изображение с помощью углубленных контуров, выцарапанных в камне линий. Встретить койланаглифы можно в искусстве Древнего Египта.
Теперь вы точно знаете, в чем отличие барельефа и горельефа, а также что такое контррельеф и койланаглиф. Человеку, обладающему этими знаниями, рассматривать архитектурные и скульптурные сооружения гораздо интереснее!
Горельеф
Горельеф
(франц. haut-relief, от haut — высокий и relief — рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.
(франц. haut-relief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость), высокий рельеф, в котором изображение отступает от фона более чем на половину своего объёма. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены. Высокий рельеф лучше всего воспринимается при ярком боковом освещении, когда фигуры отбрасывают сильные тени и обозначаются все изгибы пластической формы. Особенно часто в горельефе изображаются многофигурные сцены яростной борьбы, стремительного движения. Во фризе Пергамского алтаря (2 в. до н. э.) резкие повороты мощных напряжённых тел, разметавшиеся волосы, искажённые яростью лица гигантов и могучие тела богов переданы с невиданной пластической мощью. Горельеф применялся в украшении саркофагов и триумфальных арок
Древнего Рима, в скульптурном убранстве порталов
и капителей романских и готических храмов (собор Св. Петра в Муассаке, 12 в.; западный фасад собора в Реймсе, 13 в., и др.). В эпоху Возрождения
в технике горельефа работали многие знаменитые мастера: Дж. Пизано (рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе, 1301), Донателло
(«Благовещение», алтарь Кавальканти, Флоренция, 1430-е гг.) и др. Начиная с 15 в., в работах скульпторов горельеф нередко соединялся с барельефом
, образуя т. н. живописный рельеф. В искусстве нового времени наиболее известна «Марсельеза» Ф. Рюда, украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже (1833-36).
Синонимы
Полезные советы по созданию барельефа своими руками
Настоящие объемные конструкции делают только руками. На современном рынке можно, конечно, приобрести уже готовую гипсовую заготовку. Это не придаст атмосфере помещения уникальности и элегантности, из-за которой и ценится конструкция. Поэтому стоит потратить время и силы на создание ее самостоятельно.
Перед созданием «шедевра» нужно потренировать руку. Лучший материал – глина, штукатурка, гипс. Они отличаются мягкостью и пластичностью, что и требуется в случае ошибки. А ошибки неизбежны, к этому надо морально подготовиться и запастись терпением. Вместо холста сгодится фанера с низкой деревянной рамкой.
Справка! Работать сразу на стене, «без черновика» могут только профессиональные скульпторы. Или в случае с очень масштабными картинами, за которые берутся исключительно опытные специалисты.
Для создания объемной скульптуры требуется подготовка основы. Берут либо марсельский воск, либо обычную штукатурку. С помощью шпателя наносят на поверхность, основу (стена, фанера). Первым делом, необходимо разровнять материал, а после – делать рельеф. Для создания рельефа хорошо подходят спонжи, кусочки ткани, поролон, мастихин.
После создания основы делают перенос выбранного изображения на основу – холст. Его прикладывают к поверхности стены или же фанеры. Аккуратно надавливают, чтобы получился «слепок», отпечаток на основе. Это и будет изначальный набросок.
Теперь нужно сделать рисунок объемным. Чтобы достичь этого, делают смесь для лепки. Самый лучший вариант – алебастр. Он становится очень прочным после застывания. Не уступает по прочности бетону. Гипс более хрупкий материал: может крошиться или расколоться. К тому же не любит воды. Смесь готовят из сухого порошка (алебастра) и воды. Тщательно смешивают до однородной консистенции. Теперь можно начинать лепить объем.
Объем создают слой за слоем, постепенно. В процессе создания рельефа может потребоваться создание углублений. Создать их можно двумя способами: выскребанием некоторой части основы или «наращиванием» близ расположенных слоев. На данном этапе к основе крепят заранее сделанные в молдах скульптурные части.
При быстром застывании смеси, время от времени ее смачивают водой. Это помогает продолжать даже медленно продвигающийся процесс.
В процессе «вылепливания» деталей используют не только инструменты (например, мастихин). Большую помощь могут оказывать и пальцы скульптора. После окончания работы необходимо выдержать время для тщательной просушки. Когда конструкция полностью высохла, приступают к шлифовке. В качестве инструментов берут наждачку. Она прекрасно устраняет ненужные слои и выравнивает получившиеся шероховатости.
Теперь, когда работа готова, заключительный этап – крепление к поверхности стены. В случае с созданием барельефа на стене, этот этап не нужен. Композицию клеят на силикон в жидкой форме или специальный клей
Важно хорошо закрепить конструкцию, поэтому на этом материале экономить не стоит
Легкие» гипсокартоновые стены не рекомендуют украшать таким образом. Основа нужна крепкая, прочная. На заключительном этапе необходимо сделать маскировку всех швов, стыков между стеной и конструкцией.
Материалы для создания барельефов
Для создания объемного панно на стене используют материалы по своему вкусу. Это может быть:
- гипс;
- алебастр;
- шпатлевка;
- глина;
- гипсовая или декоративная штукатурка.
Гипс уже много лет остаётся самым востребованным строительным материалом. Этот природный и экологически чистый материал — лучший вариант для создания барельефов. С ним можно создавать декоры простой сложной конфигурации. Акриловые краски защитят барельефы от ультрафиолетовых лучей и от осадков, если они расположены на улице. А использование современных лаков, грунтовок и клея сделают ваши шедевры долговечными и прочными.
Несколько лет назад начали изготавливать барельефы из полиуретана. Пластик, вспененный по специальной технологии, стал очень популярен и востребован, благодаря своим преимуществам:
- он практически вечен;
- не выцветает;
- не боится влаги;
- не впитывает запахи;
- устойчив к перепадам температур;
- не требует особого ухода;
- экологически чистый.
Барельефы из полиуретана являются отличным решением для установки в кухнях, ванных комнатах, саунах и бассейнах.