Возможное навесное оборудование для мотоблока Нева
Приобретая мотоблок Нева и навесное оборудование к нему, владельцы земельных наделов получают в свое распоряжение мощную и многофункциональную сельскохозяйственную технику. Мотоблоки Нева выпускаются в Санкт-Петербурге уже более 30 лет. За это время изделия многократно модифицировались и дополнялись различными опциями. Сегодня мотоблок Нева МБ является самым популярным ручным оборудованием, которое отличается высоким качеством изготовления, надежностью и длительным сроком эксплуатации.
В продаже можно найти модели, оборудованные двигателями отечественного, американского и японского производства. Моторы, которые выпускают Санкт-Петербург и Воронеж, хорошо подходят для небольшого придомового участка. Более мощные иностранные двигатели используются в поле площадью 1-3 га. Наличие коробки передач, позволяющей машине двигаться вперед и назад, позволяет проводить различные сельскохозяйственные работы в стесненных условиях и на извилистых участках. Возможность расширения базы полуоси значительно увеличивает устойчивость машины на склонах и ухабистой местности. Однако высокая функциональность изделия Нева МБ 23 может быть достигнута только при наличии навесного оборудования, купленного в специализированном магазине или изготовленного самостоятельно.
Разновидности борон
Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:
- зубовые;
- дисковые;
- роторные.
Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.
Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.
Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.
Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.
Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.
Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.
Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья
Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
Утяжелители для мотоблоков
Основной проблемой для мотоблока Нева МБ является буксование на мокрой земле и на подъеме. При небольшом весе (98 кг) агрегат не оказывает достаточного давления на грунт, чтобы создать с ним надежное сцепление. Легкое навесное оборудование не помогает устранить этот недостаток.
Для увеличения веса к мотокультиватору и мотоблоку присоединяются такие приспособления:
- Утяжелители для колес. Фабричные изделия представляют собой монолитные круги из железа или полые емкости, заполняемые песком. Самоделки не уступают заводским аналогам по качеству. Их изготавливают из дисков для штанги, отливают из бетона или собирают из частей металлического бочонка. Крепятся утяжелители к ступице полуоси. Их вес может составлять 20-50 кг на каждое колесо.
- Утяжелители для корпуса. Их делают в форме каркаса из стальных уголков, жестко закрепляемых на раме агрегата. Предварительно производятся чертежи и расчеты, чтобы рама точно встала на место. К раме крепятся куски железа или емкости с водой/песком.
- Стальные колеса с грунтозацепами. У этих изделий вместо шины стальная полоса, к которой приварены пластины из того же материала. Диаметр грунтозацепов варьируется в пределах 30-70 см, ширина — 10-20 см, вес — 15-50 кг.
Утяжелив мотоблок, можно рассчитывать на его ровное продвижение по участку даже при обработке целины. После этого нужно приобретать или изготавливать самостоятельно оборудование навесное на мотоблок Нева. Сфера сельскохозяйственной деятельности довольно широка, чтобы охватить ее всю, потребуется самое разнообразное навесное оборудование для мотоблока Нева МБ 2.
Конструктивные особенности самодельной бороны
Оптимальным и самым простым вариантом для изготовления своими руками считается зубовая борона. Для ее создания потребуется внимательно изучить чертежи, в которых должна быть указана последовательность действия при сборке оборудования
Также очень важно, чтобы схемах были указаны размеры всех используемых для изготовления бороны деталей
Сама конструкция по своему внешнему виду напоминает клетку из рамы, к которой зубья крепятся посредством болтов. Передняя часть конструкции должна быть оснащена прицепным устройством, которое, в большинстве случаев, имеет форму сцепки с отверстиями. При установке на мотоблок сцепку потребуется вставить в трубу фаркопа, после чего зафиксировать оба элемента посредством пальца
Крайне важно вварить между фаркопом и сцепкой специальную цепь, которая облегчит работу с оборудованием
Клетка зубовой бороны должна быть максимально прочной, поэтому для ее изготовления следует использовать квадратные или водопроводные трубы, а также уголки для усиления стыков конструкции. Каждая деталь должна быть изготовлена из стали, толщиной не менее 5 мм, в противном случае почва будет вырывать зубья вместе с кусками металла.
Конструкция изготавливаемой решетки должна состоять из поперечных и продольных деталей. Вместе с тем, самым лучшим вариантом станет клетка, прутья в которой приварены между собой под углом в 45 ⁰ по отношению к направлению движения мотоблока. Такая самодельная борона будет гораздо меньше подвергаться нагрузкам на изгиб.
Чтобы определить размер ячеек, потребуется предварительно определиться с тем, каким образом на бороне будут размещены зубья. Для этого зубья нужно нарисовать на чертеже, а поверх них дорисовать решетку, на которой они должны крепиться. Сама рама должна обладать такими размерами, чтобы впоследствии она не мешала работать с мотоблоком
Также крайне важно своевременно учесть размеры сцепного устройства. Нужно помнить, что борону, шириной более 1 м, многие мотоблоки попросту не потянут
Для изготовления зубьев лучше всего использовать рифленую арматурную сталь. Ее диаметр должен составлять не менее 18 мм, а длина каждого изготавливаемого зубца – около 15 см. От высоты сцепного устройства высота зуба не зависит, так как самодельная борона будет крепиться к мотоблоку посредством цепи. При этом толщина последней должна быть увеличена, если на бороне закреплены толстые зубья.
Мотоблочная борона роторного типа
Для обработки поверхностного пласта почвы лучшим вариантом считается активная роторная борона для мотоблока «Нева». Несмотря на то, что глубина боронования составляет порядка 70 мм это оборудование прекрасно подходит для первичной обработки после сбора урожая зерновых. Роторная или ротационная борона отличается от оборудования пассивного типа тем, что рабочий элемент устанавливается вместо колес мотоблока
Данный вид оборудования лучше всего купить в магазине, так как здесь очень важно правильно рассчитать всю конструкцию. Ротационные бороны между собой отличаются формой вала
Рабочая часть оборудования представляет собой расположенные на дисках заостренные пластины, установленные под определенными углами. Непосредственно благодаря пластинам и осуществляется обработка почвы. Для большей эффективности борону роторного типа стоит устанавливать на мотоблоки с коробкой передач и большой мощностью.
РБ-1,4
Оборудование используется для почвообработки перед проведением посевной и после сбора урожая.
При движении силового агрегата режущие кромки пластин вместе с дисками дробят комья и выравнивают поверхность земли. Одна пластина режет большие комья на более мелкие, а вторая производит рыхление.
Навесное оборудование роторного типа может быть также использовано и в качестве культиватора. Так, например, с его помощью можно сделать следующее:
- Закрытие внесенного в грунт семенного материала. Специалисты отлично знают, что просто посеять семена, это еще не все – необходимо также выполнить их качественное укрывание. Осуществление данной операции посредством роторного почвообрабатывающего оборудования позволяет существенно снизить потери семенного материала и соответственно повысить урожайность.
- Обеспечение вброса минудобрений на необходимую глубину. Роторная борона для мотоблока «Нева» выравнивает поверхность грунта, а когда удобрения внесены, использование данного вида оборудования способствует их внесению в почву на глубину 50-70 мм. В таком случае при отсутствии света и во влажной среде улучшается качество грунта, что также помогает повысить урожайность.
При бороновании посредством мотоблока для большей эффективности скорость агрегата не должна быть более 4 км/ч.
Технические характеристики
Если выбирать из вышеперечисленного оборудования, какое именно купить, то для использования на небольших приусадебных участках подходит именно борона роторного типа. Существуют отечественные производители навесного оборудования для мотоблоков, качественная продукция которых уже успела завоевать популярность среди фермеров.
Особенности боронования
Боронование считается важнейшим этапом обработки почв, от которого зависят состояние посевов и урожайность выращиваемых культур. Данное агротехническое мероприятие решает сразу несколько задач, главными из которых являются уничтожение сорняков и рыхление почвы. Кроме того, боронование эффективно выравнивает землю и способствует значительному сокращению влагопотерь. Эффект рыхления достигается благодаря воздействию на почву рабочих элементов, закреплённых на общей раме и имеющих форму дисков, зубцов или мотыг.
Такое устройство называется бороной и известно человечеству с давних времён. Раньше таскать за собой борону было уделом рабочих лошадей, а сегодня благодаря механизации процесса данная роль отводится сельскохозяйственной технике.
Процесс боронования производится дважды в год. Первый раз – ранней весной, сразу после оттаивания почвы, а второй – после снятия последнего урожая, незадолго до первых заморозков.
Как сделать борону для мотоблока своими руками? Требования и сам процесс
Чтобы приступить к собственноручному изготовлению бороны к мотоблоку, прежде всего, понадобятся грамотные чертежи. И учиться их составлению советуют на примере самой простой конструкции – зубовой, которая в сочетании с мототехникой будет успешно справляться с заделкой мелких семян и другого материала, а также допосадочным рыхлением почвы. Внешне она будет похожа на раму-решетку с закрепленными на ней болтами либо же приваренными зубьями:
Обязательно оснащение передней стороны зацепом (это может быть и банальная балка с отверстием, которая вставляется в трубку фаркопа с фиксацией «пальцем»). Между зацепом и рамой после окончательной сборки следует приварить подвижную цепь.
Чтобы борона на мотоблок получилась долговечной, решетку лучше сваривать из прочных уголков или труб квадратного сечения с толщиной металла большей 3мм. Оформлять ее можно клеткой с поперечными и продольными элементами. При сборке изделия надо следить, чтобы каждый сегмент этой решетки имел 45 градусов наклона к прямой, по которой движется мотоблок для снижения изгибающих нагрузок. Также следует учесть, что вся рама должна вписываться в пределы рукоятей техники. По размерам, оптимально сделать ее максимум метровой, как показано на чертеже, – больше потянут, разве что, полноценные тракторы.
Затем следует подготовить зубья длиной 10-20см. В их роли хорошо себя зарекомендовала арматурная сталь 1,0-1,8 см в диаметре
Здесь важно придерживаться правила: чем длиннее – тем толще. Зубья дополнительно закаливаются и затачиваются перед процедурой приварки их к решетке
Там их надо располагать в 10см друг от друга (более частое размещение неэффективно). Хорошо смещать их в шахматном порядке для повышения интенсивности обработки.
Цепь ни в коем случае нельзя приваривать на начальных этапах монтажа, так как если будет неправильно рассчитан центр приложения силы, борону будет вести в стороны, и придется все переделывать. Подробно ознакомиться с примером изготовления бороны под мотоблок можно на видео.