Мэтры, которые оценили камеру-обскуру
Пожалуй, самой нашумевшей картиной, в которой многие исследователи видят признаки использования или камеры-обскуры, или вогнутого зеркала, стал «Портрет четы Арнольфини» фламандца Яна Ван Эйка. В 1434 году никто и подумать не мог о такой детализации!
«Портрет четы Арнольфини» Ян Ван Эйк, 1434 г.
А тут и идеально прорисованная люстра с сотнями бликов, и сложный подсвечник, и зеркало на задней стене с отображением всей обстановки, и тени на одежде… Именно такая документальная точность привлекла внимание исследователей: так подробно изобразить на холсте расположение бликов света и мельчайших теней без дополнительного оборудования практически невозможно. Однако четкость в передаче света и тени появилась у Ян Ван Эйка даже раньше
Его «Мужчина в красном тюрбане» словно сфотографирован. И это невольно наводит на мысли о постоянном использовании им оптических изобретений
Однако четкость в передаче света и тени появилась у Ян Ван Эйка даже раньше. Его «Мужчина в красном тюрбане» словно сфотографирован. И это невольно наводит на мысли о постоянном использовании им оптических изобретений.
Кстати, интересный факт, что именно Ян Ван Эйк ввел широкую популярность масляных красок в Европе. А вы знаете когда и как появились масляные краски? И что есть масляные краски на водной основе? Любопытные факты из жизни масляных красок можно прочитать в статье
«Мужчина в красном тюрбане»
Всё-таки, какой бы отточенной ни была техника в живописи старых мастеров, а такой потрясающей детализации добиться без использования специальных устройств было практически невозможно.
Кстати, Леонардо да Винчи тоже применял камеру-обскуру для набросков с натуры. Он даже описал ее в «Трактате о живописи», но эти знания стали доступны кому-то, кроме самого автора, только после его смерти.
Интересно знать: Книга величайшего итальянского художника Леонардо да Винчи (1452–1519гг.) «Трактат о живописи», была составлена и написана на основе многочисленных рукописных заметок художника, которые содержали оригинальные размышления мастера о живописи.
Именно живописи Леонардо да Винчи отводил главное место среди искусств, понимая ее как универсальный язык, таким образом, способный выразить многообразие окружающего мира. Это мой самый любимый философ и мыслитель… именно его афоризм написан на комоде, который я сама декорировала и написала сверху слова великого ума человечества!
Кстати, вы знали, что в глазах Моны Лизы спрятан код? Многие картины старых мастеров хранят в себе скрытые тайны и о которых можно узнать в статье
Хоть на тот момент использование оптической техники было профессиональным секретом, она постоянно совершенствовалась и стала более доступной в начале XVI века. К тому же времени определенный прогресс произошел в стекольной промышленности, и потому камеры обзавелись большими линзами. Но они все еще переворачивали изображение, поэтому многие картины того периода изобилуют левшами.
Так, на полотне из музея Франса Халса пируют мужчина и женщина, явные левши, в окошко им пальцем левой руки грозит еще один мужчина. И даже обезьянка поднимает подол левой лапкой. Этот несколько забавный нюанс, издержку применения специальных устройств, не смогла компенсировать даже высочайшая техника живописи старых мастеров.
Франс Халс — 1582 -1666 гг
А уже к XVII веку камера-обскура обзавелась зеркалами и системой призм, то есть уже не переворачивала изображение. Так появилась камера-люцида. Успешные художники могли себе позволить большие камеры, которые делали уже достаточно масштабные проекции.
Что это такое?
Камера-обскура считается прототипом современного фотоаппарата. В переводе с латинского языка это значит «темная комната». Представляет собой простое оптическое устройство, с помощью которого на экране получаются изображения отображаемых предметов. Внешне это темная коробка, не пропускающая свет, с отверстием и экраном, покрытым тонкой бумагой белого цвета либо матовым стеклом.
При этом отверстие располагается на одной стороне, а экран – на другой, противоположной. Эффект устройства весьма необычный. При прохождении луча через отверстие света объект отображается на противоположной по отношению к отверстию стенке в перевернутом и уменьшенном виде. Этот принцип сохраняется и сегодня в некоторых фотокамерах.
Применение в живописи
Многих в средние века поражали качество и реалистичность картин разных художников. Секрет же заключался в использовании оптических устройств. В то время камера-обскура с ее вогнутыми линзами стала настоящим подспорьем в живописи.
Применение камеры в живописи не афишировалось. Применение таких предметов позволяло добиться высокой точности передачи изображения. Изучение картин эпохи Ренессанса позволило предположить, что художники пользовались ящиками с отверстиями менее 5 мм. Детализация изображений на полотнах поражала реалистичностью.
Одной из наиболее известных картин, в которых специалисты заметили применение камеры-обскуры либо вогнутого зеркала, считается портрет супругов Арнольфини, написанный фламандцем Яном Ван Эйком в 1434 году. Она отличалась едва ли не идеальной прорисовкой деталей.
Об использовании камеры говорят не только безупречно прорисованная люстра с множеством световых бликов и подсвечник сложной формы. Особого внимания заслуживает зеркало на задней стене, в котором прорисовано отражение всей обстановки в комнате и даже теней
Документальная точность не могла не привлечь внимание исследователей
Однако те же исследования выявили, что художник и ранее пользовался камерой-обскурой для написания своих полотен. Ярким свидетельством этого является его картина «Мужчина в красном тюрбане». Она как будто сфотографирована, причем профессионализм прорисовки указывает на то, что и это не первое применение оптического приспособления.
Вне зависимости от таланта и отточенности навыков рисования известных мастеров добиться потрясающей точности в детализации тогда было невозможно. Постепенно техника использования оптического оборудования стала усовершенствоваться. К началу XVI века она стала более доступной, однако и добавление линз пока не решало проблему перевернутого изображения.
Именно поэтому на полотнах великих художников все еще было много левшей. Примером такой работы можно назвать картину Франса Халса, на которой изображено сразу несколько левшей. На ней пируют мужчина и женщина левши, в окно им грозит еще 1 левша. И даже обезьянка трогает подол платья женщины левой лапой.
Со временем недостаток отображения был устранен. В XVII веке у оптического приспособления появились не только зеркала, но и оптические призмы. Поэтому проблема переворачивания изображения была устранена. Такие камеры стали называть камерами-люцидами. Ими пользовались именитые художники.
Фотографическая живопись прослеживается в полотнах Яна Вермеера. Примером этого является картина «Молочница». Понять, что Вермеер использовал усовершенствованную камеру-обскуру, несложно. На его полотне есть те же дефекты, которые характерны для некоторых современных фотокамер (например, боковые стороны и выпадение объектов из фокуса).
Камера-обскура и живопись на грани документалистики
Знаменитая фотографическая живопись Яна Вермеера — это как раз результат использования усовершенствованной камеры-обскуры. В фильме «Девушка с жемчужной сережкой» показано такое устройство.
Посмотрите на картину «Молочница» Вермеера — на ней хорошо видны некоторые дефекты, которыми грешат даже некоторые современные фотоаппараты: « боке» и выпадение некоторых объектов из фокуса. Разумеется, эти же нюансы передачи картинки проявлялись при использовании камеры-обскуры и системы линз.
Картина «Молочница» 1658г. с деталями, которые не попали в фокус
Человеческий глаз такие дефекты полностью компенсирует, «боке» и объекты не в фокусе в принципе не могут возникнуть при письме с натуры. А техника в живописи старых мастеров при использовании камеры подразумевала копирование всех деталей полученного изображения.
Собственно, так Вермеер и выдал своё увлечение камерой, что, однако, ни в малейшей мере не умаляет его мастерство.
Более того, благодаря камере-обскуре появились первые художники-документалисты. Каналетто в XVIII веке писал с ее помощью (чего не скрывал) детальные виды Венеции и Лондона, в том числе знаменитый «Вестминстерский мост» — полотна, которые вряд ли смогли появиться в том виде, в котором мы их знаем, без использования оптики.
Слева Вестминстерский мост, Лондон 1746 г. Справа Венеция вид на площадь Сан-Марко 1730-1735 гг.
Вот так наука помогла на протяжении веков совершенствоваться живописи. Кстати, первые фотоаппараты создавались по типу камеры-обскуры, когда мастерам явно стало не хватать стабильности картинки.
Но затем направления разделились, фотография пошла своим путем, а живопись — своим, и что самое интересное, они не стали конкурентами. А камера-обскура осталась тем верстовым столбом, возле которого эти дороги искусства разошлись.
Видео для размышления: Как формируется художественный вкус? От каких факторов он зависит?
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статейв паутине интернета,сохранитеее в закладках.Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Как сделать камеру-обскуру: вариант № 2
Второй вариант камеры-обскуры, о котором мы здесь расскажем, очень прост. Для его создания нужны всего-навсего картон, ножницы и клей. Лучше, чтобы картон, из которого собирается коробка камеры, был черным хотя бы с одной стороны. Зачем это нужно? Черный цвет максимально нейтрализует любые внутренние отражения. Внутренности обычной фотокамеры традиционно черные по той же причине.
Если материалом для ваших экспериментов служит готовая коробка, ее стоит покрасить изнутри черной краской, точно так же, как и в первом варианте пинхола, о котором мы вам здесь уже рассказали. Уже собранное изделие тщательно проклеивается черной лентой, чтобы предотвратить попадание на пленку коварных солнечных лучей, которые могут засветить ее.
Для изготовления коробки нам понадобятся три картонных прямоугольника 10×12,5 см, два прямоугольника 12,5×12,5 см, один — 12,5×15 см, две полоски 2,5×12,5 см и две — 2,5×10 см.
Сначала изготавливаем вынимаемый задник камеры. Он собирается из прямоугольника 12,5×15 см и полоски 2,5 см. Посередине прямоугольника рисуем прямоугольник 10×12,5 см. Используем готовый шаблон. Вдоль нарисованных линий кладем полоску 2.5 см и скрепляем небольшими кусочками ленты. Проверяем внутренний размер. Он должен составлять 10×12,5 см. Это необходимо, чтобы свободно входила пленка. Стыки надо качественно проклеить черной лентой. Делаем коробку камеры. Переднюю часть камеры кладем черной стороной вверх. Вплотную укладываем два прямоугольника 12,5×12,5 см и два прямоугольника 10×12,5 см. Склеиваем их лентой. Потом собираем коробку и вкладываем задник внутрь. Коробка скрепляется вокруг резиновой лентой. Это дает плотное вхождение задника в коробку. Несколькими кусочками ленты надо прихватить коробку, чтобы обеспечить ее качественное проклеивание. Все углы хорошенько проклеиваются той же лентой. Сверлим отверстие. Берется небольшой квадратный кусочек металла (бронзы, алюминия, можно из другого тонкого металла), кладется на деревянную или картонную подложку. В резинку карандаша вставляется гвоздик и постепенно просверливается отверстие. Одна маленькая хитрость — карандаш следует держать вертикально. Если отверстие будет неровным, это скажется на качестве картинки. Соединяем квадратик с отверстие. Лентой прикрепляем кусочек металла с отверстием к коробке нашей камеры. Для затвора приклеиваем кусочек ленты за один конец. Она в опущенном состоянии будет закрывать отверстие и выполнять функцию затвора. Вот и все, пинхол-камера готова делать волшебные снимки.
Успехов!
камера фото
Законы электростатики, оптики и механики можно изучить с помощью самодельных приборов.
Катушки вставляются одна в другую (вторичная в первичную) и закрепляются на подставке из диэлектрика. Сверху на вторичной катушке установите разрядник. Как правило это тороид, то есть свернутая кольцом трубка. Это может быть алюминиевая гофрированная труба из тех, что используются для вытяжек и продаются в строительных магазинах.
Теперь внимательно посмотрите на катушки, которые вы только что сделали, и запомните, что в рабочем состоянии их ни в коем случае нельзя трогать руками, иначе останетесь без рук и всего, к чему эти руки крепятся. Зато сами искры относительно безопасны, к ним можно прикасаться, стоит лишь учесть, что они довольно горячие.
Помните также, что трансформатор Тесла следует держать подальше от электронных приборов, таких как компьютер и мобильный телефон.
Поскольку напряжения бытовой розетки в 220 вольт мало, нужно повысить напряжение хотя бы до 2-3 кВ (киловольт) с помощью трансформатора. Он подключается к катушкам через конденсатор.
Чтобы от тороида шли молнии большей длины, на некотором расстоянии от катушек нужно установить какой-нибудь штырь. Можно подносить проволоку или отвертку, а то и просто ловить разряды голыми пальцами. Если поднести к тороиду лампочку, то она начнет светиться.
Если вы все же ленитесь или боитесь мастерить такой искрометный прибор, то продаются уже готовые плазменные лампы, тоже в свое время изобретенные Николой Теслой — стеклянные шары, внутри которых находится электрод и разреженный газ.
Оптика: камера обскура
Камера обскура — это предшественница современных фотоаппаратов. Сделать ее намного проще и безопаснее, чем катушку Теслы.
Возможны два варианта. Первый — это превратить в камеру обскуру всю комнату. Желательно, чтобы стены комнаты были свободными и белыми, а окна выходили на солнечную сторону.
Окна комнаты нужно плотно закрыть щитом из фанеры или картона, оклеенного черной бумагой, так чтобы нигде не просачивался свет. В этом щите просверлите крошечное отверстие, размером с глазок. На противоположной стене появится цветное изображение пейзажа, который у вас за окном. Только изображение это будет перевернуто. Если отверстие слишком маленькое, картинка может получиться слишком размытой.
Этот опыт демонстрирует, что свет распространяется по прямым линиям. Лучи, проникающие в маленькое отверстие, перекрещиваются и переворачиваются.
Один фотограф, Абелардо Морелл, даже превратил принцип камеры обскуры в арт-проект. Он ездит по миру, делает из комнат камеры обскуры и фотографирует пейзажи, которые проявляются на стенах.
Маленькую камеру обскуру легко сделать из жестянки или еще лучше — из цилиндрической коробки от чипсов Pringles. С одной стороны иголкой прокалывается аккуратная дырочка, с другой — днище заклеивается тонкой полупрозрачной бумагой. Камера обскура готова.
Но намного интереснее делать с помощью камеры обскуры настоящие фотографии. В спичечном коробке, выкрашенном черной краской, вырежьте небольшое отверстие, заклейте его фольгой и проколите иглой крохотную дырочку не более 0,5 мм в диаметре.
Пропустите через спичечный коробок фотопленку, загерметизировав все щели, чтобы не засветить кадры. «Объектив», то есть дырочку в фольге, нужно чем-нибудь заклеивать ли плотно прикрывать, имитируя затвор.
Механика: паровой двигатель
Принцип работы парового двигателя довольно прост. Правда, такое устройство будет чисто декоративным. Его обычно делают поклонники стим-панка.
Нужно взять жестяную банку. Подойдет банка из-под пива или колы. В каждом из донышек сделайте отверстие. Через отверстия протяните металлическую трубку. Открытые концы трубок — сопла — можно немного сузить.
Поместите конструкцию на подставку и заполните ее водой. Под банкой должно быть достаточно пространства для свечи.
Под банкой зажгите свечу или таблетку сухого горючего. Когда вода закипит, из сопел повалит пар, и конструкция начнет крутиться.
Вместо банки можно использовать куриное яйцо. В нем проколите отверстие диаметром 5 мм и вылейте содержимое. Затем наполните водой и поместите над небольшой свечой.
Вот пример более сложного парового двигателя:
Гидростатика: фонтан Герона
Самый простой способ сделать декоративный фонтан — это купить электрическую помпу для аквариума и подсоединить к ней шланг. Шланг и помпу нужно запустить в широкую вазу или горшок и залить водой. Конец шланга можно замаскировать морской раковиной с просверленным в ней отверстием.
Как сделать камеру-обскуру: вариант № 1
В донце коробки прорезается отверстие 36×24 мм. Это донце является прижимной рамкой для пленки. Внутренние стенки коробки окрашиваются в черный цвет, чтобы защитить пространство для пленки от попадания солнечных лучей. К внешней части коробки с прорезанным в ней прямоугольным окошком изолентой прикрепляется кусочек картона (держатель затвора), также с прорезанным окошком. А между держателем затвора и самими коробком вставляется затвор из непрозрачного материала.
К корпусу нашего фотоаппарата плотно приматываются изолентой подающая и принимающая камеры
Еще раз акцентируем внимание на плотности примотки: если будут щели, фотографии не получатся! В подающей кассете находится свежая неиспользованная (неэкспонированная) пленка. Можно купить стандартную заряженную кассету или же зарядить ее самостоятельно (такие устройства-кассеты есть в некоторых моделях старых советских фотоаппаратов)
Что касается принимающей кассеты, подобные устройства тоже есть в некоторых старых камерах.
И, наконец, последний этап — на коробок наклеивается кусочек фольги с проколотым иглой крошечным отверстием, которое должно расположиться по центру прорезанного в крышке отверстия 36×24 мм. Края маленького отверстия должны быть максимально ровными. В камеру заправляется пленка, коробок закрывается. Все! Можно снимать. Одна деталь — фотографировать с помощью пинхол-камеры лучше на длинных выдержках. И тогда результат будет потрясающим.