В каких случаях обязательно используются страховочные системы. состояние средств защиты от падения с высоты – определяющий фактор безопасности работника
Новые Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н ужесточили требования охраны труда к работам на высоте. Данные правила обязательны к выполнению всеми работодателями и работниками.
Что такое работа на высоте?
К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых:
- есть риск возможного падения работника с высоты 1,8 м и более;
- работник поднимается на высоту более 5 м или спускается с такой высоты по вертикальной лестнице с углом наклона более 75°;
- работник находится на площадке на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок – менее 1,1 м;
- есть риск возможного падения работника с высоты менее 1,8 м, если он находится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.
Требования правил охраны труда при работе на высоте распространяются на стационарные (например, машинист крана) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места.
Какие СИЗ нужны работникам
В зависимости от условий работы на высоте работников обеспечивают следующими СИЗ:
- специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных факторов;
- касками для защиты головы от падающих предметов или ударов о предметы и конструкции;
- защитными очками, щитками, защитными экранами от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
- защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами защиты рук;
- специальной обувью соответствующего типа, если есть опасность получения травм ног;
- средствами защиты органов дыхания от пыли, дыма, паров и газов;
- индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
- средствами защиты слуха;
- средствами защиты, используемыми в электроустановках;
- спасательными жилетами и поясами – при опасности падения в воду;
- сигнальными жилетами – при выполнении работ в местах движения транспортных средств.
Все применяемые СИЗ должны быть сертифицированными и иметь документацию от производителя с требованиями к эксплуатации и испытаниям
Важно, чтобы СИЗ были совместимы с системами обеспечения безопасности при работе на высоте
Требования к страховочной привязи
Напомним, что к высотным относятся любого рода работы, производимые на высоте свыше двух метров – строительные и верхолазные без опоры (на высоте свыше пяти метров), монтажные и кровельные работы, спуск-подъём и т.д. К числу обязательных требований, предъявляемых к индивидуальной страховочной привязи, относятся:
- Технические требования, регламентируемые стандартами ГОСТ Р ЕН 361-2008: состав одно- или многоволоконных синтетических материалов, их прочность на разрыв, совместимость тканой ленты и швейных нитей с тканью строп и ремней.
- Для визуального контроля целостности обеспечивающие соединение тканые ленты и швейные нитки выполняются в контрасте к базовому цвету лямок.
- Страховочная привязь – это конструкция с обязательным наличием лямок в тазобедренной и плечевой областях (не следует путать с монтажным поясом, который подобных конструктивных элементов не имеет).
- Страховочная привязь должна иметь возможность регулирования лямок по объёму тела – только правильная и плотная фиксация системы на теле предотвратит серьёзное травмирование в случае возникновения нештатной ситуации.
- Фиксация лямок должна быть абсолютно надёжной с исключением возможности произвольного ослабления.
- Ширина базовых лямок должна быть не менее 4 см, а вспомогательных – не менее 2 см: это исключит врезание лямок в мышечные ткани в случае резкой остановки при высотном падении.
- Привязь должна выполняться из материала, способного выдержать вес, значительно больший, чем вес человека, при этом сама конструкция не должна быть тяжёлой – нередко в качестве такого материала используется полиамид.
- Удобство и простота использования привязи, правильно подогнанный размер позволит человеку легко подготовиться к выполнению работы и сориентироваться при необходимости в сложной ситуации.
Только точное исполнение этих требований сможет обеспечить качественную, оптимальную по время- и трудозатратам работу, а, возможно, и спасти человеческую жизнь.
Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты
Если при проведении проверки вашего предприятия Трудовая или иная Инспекция обнаруживает не сертифицированные или не прошедшие периодическую проверку СИЗ, а уж тем более отсутствие необходимых СИЗ, то это грозит серьезными последствиями.
Компетентное лицо
Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе»
. И в этом же пункте в примечании указывается, что«для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями». Это интересно: С какой суммы выигрыша в лотерею нужно платить налог
Существуют определённые нормы, регулирующие, с какой периодичностью должны осматриваться средства подмащивания. Если Вы не желаете самостоятельно заниматься этими вопросами, наш центр может взять на себя эту работу.
Виды
Ключевая роль спасательной привязи в страховочной системе заключается в том, что она:
- удерживает;
- позиционирует;
- страхует.
То есть позволяет высотнику находиться в безопасном, надежно подвешенном состоянии на высоте, чтобы при этом у него была возможность четко фиксироваться в нужном положении и двигаться в любом направлении, необходимом для работы.
Спасательная система может отличаться различными дополнительными деталями, в зависимости от того, для какой именно работы она предназначена. Например, если для работы требуется находиться в сидячем положении, то, соответственно, страховочное снаряжение снабжается специальной сидушкой. Также к поясу может прилагаться широкий кушак, который уменьшает давление на спину.
Для особо опасных работ, когда требуется более надежная страховка, привязь бывает пятиточечная, то есть снабжается дополнительными анкерными кольцами спереди, на уровне солнечного сплетения и на поясе. Более профессиональные универсальные спасательные привязи для работы с ЛЭП, в нефтегазовых цистернах, а также для работников МЧС снабжены уже шестью точками крепления.
Для работников, которые задействованы в спасательных горных операциях и промышленном альпинизме, созданы специальные многофункциональные альпинистские привязи. Такое снаряжение отмечено маркером международного стандарта EIAA и EN.
Существует также канатно-спусковая система «Самоспас», с ее помощью можно эвакуировать людей из всякого рода сооружений и зданий при любой аварии или пожаре. Такие спасательно-высотные комплекты могут использоваться как самостоятельно самими пострадавшими, так и при помощи спасателей.
Проверка страховочной привязи
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Какими бывают?
Привязки между собой подразделяются на несколько видов.
- Безлямочные и лямочные. Последние имеют плечевые и набедренные лямки, а также страховочный пояс. Именно эти детали защищают человека от падения. Такая конструкция применяется как для удержания, так и для страховки. Безлямочные привязи можно использовать только для страховки. Основным элементом такой привязи является предохранительный пояс.
- Удерживающие привязи – заключаются в ограничении перемещения работника. Такие конструкции в обязательном порядке должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ЕН 358.
- Страховочные привязи не защищают от падения, но существенно уменьшают негативные последствия от произошедшего. Такие конструкции соответствуют ГОСТУ Р ЕН 361.
Отдельная категория – привязи, используемые человеком, находящимся в сидячем положении. Их часто используют при работе на столбах или деревьях. Требования к качеству таких конструкций четко прописаны в ГОСТ Р ЕН 813.
Виды
Ниже в таблице приведены виды систем обеспечения безопасности работ на высоте согласно требованиям Минтруда России.
Виды систем безопасности работ на высоте
№ | Схема-рисунок | Название и пояснение |
1 | Удерживающая система:
1 – удерживающая привязь (пояс предохранительный без лямок), охватывающая туловище и состоящая из отдельных деталей, которые вместе со стропами фиксируют на определенной высоте во время работы; 2 – открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (соединительный элемент, карабин); 3 – анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено СИЗ после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию); 4 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника; 5 – перепад высот более 1,8 м. Требование: компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы из синтетических материалов – не менее 22 кН. |
|
2 | Позиционирование, позволяющее работать с поддержкой, при которой падение предотвращается:
1 – поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию; 2 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры; 3 – строп с амортизатором; 4 – страховочная привязь. Требование: рабочий при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховке. Подсоединение должно быть без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
|
3 | Страховочная привязь и подсистема, присоединяемая для страховки:
1 – структурный анкер на каждом конце анкерной линии; 2 – анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить СИЗ; 3 – строп; 4 – амортизатор; 5 – страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела и удержания тела во время падения и после него. Требование: подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к рабочему производят за элемент привязи с маркировкой A. Рекомендация: подсоединение к точке на спине (на рисунке буква «A») желательнее, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ. |
|
4 | Система спасения и эвакуации – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой:
1 – анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы рабочего, проводящего спасательные работы; 2 – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой; 3 – спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело в удобном положении для его спасения; 4 – строп; 5 – амортизатор; 6 – страховочная привязь. |
|
5 | Система спасения и эвакуации – переносное временное анкерное устройство:
1 – трипод; 2 – лебедка; 3 – спасательная привязь; 4 – страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа; 5 – амортизатор во втягивающемся стропе (рассеивание энергии может выполнять само страховочное устройство 4); 6 – страховочная привязь. |
|
6 | Система спасения и эвакуации – индивидуальное спасательное устройство (ИСУ) для спасения самого себя.
1 – устройство, исключающее вращение и возможность свободного падения при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска до 2 м/с; 2 – спасательная петля класса B (допустимо класса A). |
Также см. «Выполнение работ на высоте: меры безопасности».
4.2. Материалы и конструкция
4.2.1.
Общие положения
Элементы
привязи не должны иметь острых краев или задиров, которые могут нанести
повреждение пользователю.
Материалы,
которые могут соприкасаться с кожей пользователя, не должны вызывать
раздражение при нормальном использовании спасательной привязи.
4.2.2.
Тканая лента и пряжа
Нити,
используемые для пряжи, должны быть сделаны из комплексных нитей или множества
синтетических волокон, пригодных для использования по назначению. Удельная
прочность на разрыв синтетического волокна должна быть не менее 0,6 Н/текс.
Нитки,
применяемые для сшивания, должны быть физически совместимы с лентой, а их
качество должно быть сравнимо с качеством определенной ленты. Однако лента и
нитки должны быть контрастными по оттенку для облегчения визуального осмотра.
4.2.3.
Конструкция
4.2.3.1.
Общие положения
Спасательная
привязь должна быть снабжена средствами регулирования, для того чтобы ее можно
было правильно подогнать к определенному пользователю.
Спасательная
привязь может быть встроена в одежду, при этом должна быть сохранена
возможность визуального осмотра каждого элемента или компонента спасательной
привязи.
4.2.3.2.
Подсоединение
Спасательная
привязь должна иметь по меньшей мере одну точку подсоединения, которая должна
быть расположена выше центра тяжести пользователя.
Примечание- Точки подсоединения могут быть
расположены на передней и/или задней стороне спасательной привязи.
Ушко
каждого соединительного элемента должно быть сделано с таким расчетом, чтобы
сквозь него смог проходить пруток диаметром 25+1 мм.
4.2.3.3.
Соединительные элементы
Соединительные
элементы — согласно ЕН 362.
Страховочные привязи
Определение страховочной привязи указано в регламентирующем ГОСТ Р ЕН 361 и звучит так: «страховочная привязь (full body harness) — компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения». Смысл данного определения заключается в возможности относительно безопасной остановки падения работника с высоты при использовании страховочной привязи в качестве компонента системы.
Страховочные привязи всегда имеют основные лямки, охватывающие как ноги, так и грудную часть. Они также в обязательном порядке имеют один или более элемент крепления подсистемы, имеющий маркировку заглавной буквы А. Элемент крепления расположен на грудной и/или спинной части.
Страховочная привязь может использоваться для позиционирования работника на рабочем месте (с подпором для ног) в случае, если в своём конструктиве она имеет широкий поясной кушак с точками присоединения позиционирующего стропа (точки крепления типа В).
Страховочные привязи, которые могут использоваться в канатном доступе (в частности при выполнении работ в безопорном пространстве) должны обеспечить безопасное и комфортное пребывание работника в подвешенном состоянии (при отсутствии подпора для ног). Такие привязи обычно имеют в своей конструкции как поясной кушак, так и усиленные широкими прокладками ножные и грудные лямки.
Правила эксплуатации
Проверка устройств спасения.
Необходима регулярная проверка спасательных устройств, пожарной сигнализации на соответствие технической документации. Вносить конструктивные и иные изменения запрещается.
Нужно регулярно контролировать:
- наличие охранной упаковки (если она предусмотрена инструкцией);
- соответствие условиям хранения, обозначенным в технической документации;
- комплектность.
Во время эксплуатации необходимо:
- четко соблюдать правила применения устройства в соответствии с инструкцией;
- проверять надежность крепления приспособления, фиксации его движущихся частей;
- исключить возможность соприкосновения с линиями электропередач.
Запрещается:
- применение не прошедших проверку или имеющих повреждения средств;
- использование устройства с нагрузкой, превышающей допустимую.
5.2. Проверка прочности при динамической нагрузке
5.2.1. Испытательное оборудование
Испытательное оборудование – согласно ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).
5.2.2. Испытательный строп
Испытательный строп должен быть новым (еще не использованным) альпинистским канатом с номинальным диаметром 11 мм, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната и выдерживающим ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.
Заделывают концы веревки петлями с помощью узлов булинь (см. рисунок 3) и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.
Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100 +1 кг длина испытательного стропа, включая длину петли заделки обоих концов, составляла 2000 +100 мм (см. рисунок 2).
F – масса 100 +1 кг или эквивалентная сила; 1 – узел булинь; 2 – петля заделки конца; 3 – точка/ушко для подсоединения
Рисунок 2 – Испытательный строп для проверки прочности при динамической нагрузке
Рисунок 3 – Узел булинь
5.2.3. Методика проверки
Подгоняют спасательную привязь под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательного стропа к спасательной привязи, а другую петлю – к испытательному оборудованию.
Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной привязи, затем поднимают манекен на высоту 1000 +50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок 4). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.
1 – спасательная привязь; 2 – манекен корпуса; 3 – испытательный строп; 4 – устройство быстрого расцепления; 5 – место подсоединения; 6 – испытательное оборудование
Рисунок 4 – Проверка прочности динамической нагрузкой
С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен корпуса без начальной скорости.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи.
В пределах 15 мин проводят второй сброс с использованием того же самого стропа.
Разрешается новая подгонка спасательной привязи на манекене корпуса.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи. Проверяют основные лямки и элементы подсоединения на признаки разрушения или разрыва.
Повторяют испытание для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной привязи на манекене корпуса или ее замена.
Обзор видов
Каждая страховочная привязь имеет свою заводскую маркировку и подробное описание по эксплуатации. В зависимости от сложности модели, снаряжение состоит из определенных составных компонентов.
Плечевые лямки – расположены на плечах, охватывая грудь и спину, прочно закрепляясь на широком поясе.
Страховочные привязи различаются по целям их применения – это может быть защита от неожиданного падения, что выполняется с применением амортизатора, а также существует снаряжение, которое дает работнику возможность осуществлять длительное выполнение работ в сидячем положении на большой высоте. По своему конструктиву, связанному с количеством точек фиксации тела, страховочная оснастка подразделяется на следующие варианты.
Одноточечные
Страховочная удерживающая привязь с одноточечным креплением подразумевает конструкцию ползункового типа, состоящую из страховочной привязи, ползунка, амортизатора и анкерного линейного механизма. При таком виде крепления страховочная система движется по анкерной линии, следуя за движениями человека. В случае внезапного падения система автоматически фиксируется и останавливает процесс движения.
Точка крепления страховочной системы находится на спине или в области груди. Набедренные и наплечные лямки в этом случае не предусмотрены. Такой тип страховочного устройства применяют при подъемах на лестнице к определенной точке высоты, для выполнения кровельных работ на небольших высотах, а также для работы с поверхностями, имеющими небольшой угол наклона.
Двухточечные
Это более надежный тип страховочной удерживающей привязи, которая дает возможность закрепления любого типа конструкции, служащей для остановки процесса резкого падения вниз – с этой целью используют стропы с амортизационной системой, индивидуальные средства втягивающего типа, зажимы ползункового типа и так далее.
Страховочные конструкции всегда имеют наплечные ремни и ремни, для охвата ног.
Трехточечные
Удерживающая привязь имеет три элемента крепления строп. Существует два вида трехточечной привязи. В одном случае крепления представляют собой ремень и наплечные элементы с расположенными элементами крепления на поясе. Во втором случае привязь предназначена для арбористики и выглядит как ремень с набедренными лямками. Оба вида привязи выполняют функцию по ограничению перемещения работника, защищая его от риска падения с высоты. Привязи используют в сочетании с анкерной системой, что и обеспечивает остановку во время падения.
Четырехточечные
Этот тип конструкции относят к страховочной привязи. Четырехточечная конструкция может быть как с одним элементом для крепления стропа, так и с двумя такими элементами. Конструкция имеет наплечные и набедренные лямки, на спине и на груди расположен крепеж для стропа страховки и удержания от падения. В конструкции с двумя элементами крепления предусмотрено наличие элемента крепления стропа, которое состоит из двух дополнительных петель.
Пятиточечные
Это самый надежный вариант страховочной привязи, применяемый для страховки от падения работника с большой высоты.
В ее состав входят пояс, наплечные и набедренные лямки, имеется 2 элемента крепления стропа для страховки и удержания, а также элемент крепления строп, предназначенный для устройства подъемно-спускового назначения. Пятиточечное снаряжение применяется для узкого сегмента работ в сфере промышленного альпинизма.
Как выбрать страховочную привязь
Выбирая СП нужно руководствоваться следующими факторами:
- Назначение — будут ли вестись работы с использованием открытого огня, если да, то материал для СП должен быть сертифицирован на не горючесть.
- Частота использования — предполагается ли длительное использование или кратковременное. В первом случае нужно выбирать модели с интегрированной седушкой и дополнительными петлями для фиксации инструмента или расходных материалов. Это позволит сделать труд на высоте более качественным и быстрым.
- Место проведения работ — на какой высоте и в помещении или же на открытом воздухе. От этого зависит длина страховочного фала, наличие дополнительных лямок для вспомогательного инструмента и дополнительных амортизаторов.
- Бюджет — стоимость СП при наличии у всех моделей сертификатов безопасности и качества колеблется от 5 до 25 тысяч рублей. В каждом конкретном случае все зависит от комплектации и дополнительных функций (например не горючесть или интегрированное сиденье).
Хорошо взвесив каждый из четырех факторов и нужно принимать решение о покупке определенной модели СП. Но, в любом случае, она должна быть сертифицирована, так как сохранение здоровья и жизни работника всегда на первом месте.