Садовые гномы: популярный и модный житель садовых участков, обзор видов, материалов и мест установки и декорирования

В кино и компьютерных играх

Аэрография на самолёте Боинг 777 авиакомпании Air New Zealand, изображающая тринадцать гномов из кинотрилогии «Хоббит»

В кинематографе гномы и карлики часто представлены в экранизациях сказок и фэнтезийных книг. Большую роль они играют в фильмах по мотивам сказки о Белоснежке, в экранизациях книг Джона Толкина, Клайва Льюиса и Фрэнка Баума. В фильме «Уиллоу» заглавный герой — гном, роль которого исполнил знаменитый актёр-карлик Уорвик Дэвис. В кинотрилогии «Хоббит», снятой по мотивам одноимённой повести Толкина, большинство главных героев — гномы.

Гномы (в некоторых переводах — дворфы) нередко представлены как игровая раса в компьютерных играх. Разработчики часто придают гномам черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, имена, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже — кельтов (клетчатые ткани, килты, кельтские узоры на оружии и доспехах). Под растущей популярностью стимпанка, позднейшие сеттинги (Warhammer, Warcraft, The Elder Scrolls, Arcanum и Overlord) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, отвергающих магию и суеверия. Здесь они — создатели паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия, включая огнемёты.. Иногда гномы (или некоторые из них) описываются как могущественные волшебники, повелевающие силами земли.

Следует отметить тенденцию в создании игр в жанре симулятор бога, где гномы также могут являться их персонажами. Это объясняется геологической тематикой в игровой механике подобных симуляторов и частично унаследованным от Dungeon Keeper игровым процессом. Один из самых ярких примеров — игра Slaves to Armok II: Dwarf Fortress, которая, в свою очередь вдохновила создателей популярной игры Minecraft.

Dwarf и gnome

Большое влияние на нынешнее представление о гномах оказала ролевая система Dungeons & Dragons. В этой системе, некоторых её сеттингах (Forgotten Realms, Dragonlance) и ряде других фэнтези-вселенных, основанных на архетипах D&D (например, WarCraft), наряду с расой dwarf существует раса gnome. Это создаёт затруднения у переводчиков на русский язык. При отсутствии принципиальных сюжетных препятствий зачастую и тех, и других переводят как «гном». Существуют и такие переводы, где dwarfs переведены как «гномы», в то время как gnomes названы как-то иначе (например, «карлики», «гнумы», «гномики», «лилипуты»), и такие, где dwarfs названы «карликами», а gnomes — «гномами». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в книжном цикле «Шаннара» Терри Брукса, где эти народы враждуют), некоторые[кто?] переводчики прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». В произведениях польского фантаста Анджея Саповского, наряду с «краснолюдами», также встречаются и представители расы «гномов», черты которых весьма сходны с описанием расы gnome из D&D.

Различия между этими двумя типажами невелики и уходят корнями не в мифологию, а главным образом в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны таким образом:

Dwarfs — коренастые и сильные карлики с густыми бородами. Их обычно изображают как выдающихся кузнецов и лихих воинов, напоминающих низкорослых викингов. Их рекомендованный класс в D&D — боец.

Gnomes — карлики ещё меньшего роста и не столь могучего телосложения. В D&D их рекомендованный класс — маг-иллюзионист. Во многих фэнтези-мирах с элементами стимпанка gnomes изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и огнестрельное оружие, дирижабли или вертолёты. Подобные примеры есть и в мирах D&D — таковы гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms).

Женщины-гномы

Садовая гномка в замке Мирабель (Австрия)

Во многих произведениях фэнтези женщины-гномы мало отличаются от мужчин-гномов — эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощённая несколькими вселенными и произведениями.

В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Disciples. В серии «Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами. В игре Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate женщины гномов имеют выраженные монголоидные черты.

Есть мнение, что «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».

Куда поставить?

В принципе, на приусадебном участке садовых гномов можно разместить абсолютно в любых местах. Фигурки будут хорошо смотреться рядом с клумбами или прямо в них, по бокам дорожек из камня, рядом с плетеными ограждениями или главными воротами. Разместить их можно также на веранде, около декоративного пруда, возле беседки или даже у входа в теплицу. Главное, приобретая гномов на дачу, следить, чтобы они вписывались в имеющийся дизайн. Классический ландшафт требует использования декора в любой единой цветовой гамме, а вот для романтической обстановки больше подойдут розовые или бордовые фигурки.

Полезным правилом является расположение гномов таким образом, чтобы с каждой обзорной точки было видно не более одной скульптуры. Кроме того, симметрия ландшафтного дизайна должна подчеркиваться однотипными предметами. Если площадь садового участка велика, то лучше подбирать крупный декор, а малому количеству соток более подойдут миниатюрные фигурки. В том случае, когда высота гнома превышает метр, его лучше разместить на отдельной площадке. Кстати, именно такой садовый декор позволит замаскировать корягу, вентиль или любой другой неприглядный объект, от которого невозможно избавиться.

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

Белые пятна на карте

Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.

Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.

Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.

Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.

Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.

Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.

Выбор места для установки садовых гномов

Правильно выбрать место для установки садового гномика — это очень важно. Считается, что от выбора правильного места зависит то, что вам принесёт этот садовый гномик

Правильно установленные гномик может принести в дом счастье, гармонию и богатство. Предоставим вам перечень действий по выбору места для садового гнома.

Начертите вашего будущего гнома на бумаге. Потом представьте, как он будет смотреться на вашей территории.

Приблизительно вообразите тот участок, на котором будет находиться ваш гномик. Проанализируйте ваш климат. Подумайте, сможет ли ваш гномик круглый год находиться в вашем саду.

Подберите растения, которые органично смотрятся с вашим садовым гномом

Это является немаловажным фактором, так как важно сочетание не только с общей территорией, но и с флорой вашего сада

Лучше всего, будет высадить большое количество зелени возле вашей садовой фигуры, но, не стоит перебарщивать с растениями, дабы они не закрывали вашего садового гномика.

Описание Править

Во все эпохи мира внешность гномов была одинаковой. Они были низкорослыми и коренастыми; грудь у них была широкой, руки – сильными, ноги – крепкими, а бороды – длинными (у гномов бороды были с рождения, равно у мужчин и женщин). Ни человек, ни эльф, никогда не видел безбородого гнома — разве если бы он был обрит в насмешку, и тогда он готов был умереть от позора.

Гномы были созданы сильными и выносливыми, неподвластными большинству болезней и крепостью подобные камню. Они переносят тяжелый труд, голод и телесные раны лучше всех иных народов, одаренных речью; Аулэ создал их в дни владычества Мелькора и в противостояние ему. Гномы любили горное дело и жили под землёй. Они находили самоцветы, алмазы, золото, серебро и митриль, с великим мастерством изготавливая из них украшения или оружие. Все гномы издавна предпочитают живым созданиям металл и камень, который можно обрабатывать. По характеру гномы упрямы, скрытны, очень долго помнят и добро, и зло, никогда не забывают обид (но и друзей тоже) и всегда мстят врагу. Из всех племён и родов Детей Эру гномы более всего дружили с эльфами-нолдор, которые были друзьями и учениками Аулэ в Валиноре; самоцветы нолдор гномы ценили превыше любых сокровищ. Гномы всегда желали увеличивать свои богатства, копить их и хранить, но пользовались ими они только для торговли и более выгодного увеличения своих богатств.

В древние времена гномы охотнее работали с железом и медью, нежели с серебром и золотом; а оружие и военное снаряжение получалось у них лучше всего. Гномы первыми научились создавать кольчуги, и в искусстве их создания даже нолдор не могли с ними сравниться.

Гномы не были бессмертными, хотя срок их жизни был сравнительно долог. Большинство гномов, не погибших в бою или от несчастного случая, доживали примерно до 250 лет, однако встречались и 300-летние долгожители (больше всего их было среди Народа Дурина). До 30 лет гном считался слишком юным для войны или работы. Повзрослев примерно к 40 годам, гномы до 240 лет находились в зрелости и расцвете сил (женились они, как правило, годам к 90). Платой за долгий век была стремительная старость: достигнув 240 лет, гномы быстро дряхлели, теряли силы и жили не более 10-15 лет. К старости гномы никогда не лысели, а лишь седели.

Женщины-гномы

Женщин у гномов мало, меньше трети, и они редко покидают подземные жилища, к тому же посторонний глаз не способен уловить разницу между ними и мужчинами-гномами в одежде и внешности. Народ гномов растет очень медленно.

Декоративные гномики в ландшафтном дизайне

Для наших предков статуэтка мифического героя, животного в саду была, как защита от злых духов, или наоборот, как задабривание светлых сил. Гномы, по легендам, помогали человеку, но только по ночам, когда он этого не видит.


О них упоминается во многих сказаниях.

В современном ландшафтном дизайне садовая фигура гном выполняет роль красивого декоративного элемента. Гномы оживят любой участок, дополнят композицию из цветов или декоративных растений. Чтобы эти милые бородатые человечки были в гармонии с садом, необходимо:

  1. Определиться со стилем, в котором выполнен дизайн всего участка.
  2. Исходя из этого выбрать подходящий стиль, материал статуэток.


Садового гнома можно расположить и у дорожки, где он будет встречать гостей.

Когда стиль будущего сада выбран, то стоит подобрать к нему гномов. Всего существует четыре основных вида. Это – классика, романтика, кантри и модерн.

Классика – название говорит само за себя. Это гномы, словно сошедшие со страниц сказок. В оформлении преобладают два-три цвета. Материал – керамика, гипс.

Важно выбрать место, откуда он сможет наблюдать за всем происходящим в округе. Романтика – для любителей нежного, розового

Фигуры гномов раскрашены в соответствующие цвета, преобладают нежные цвета. Линии нежные. Могут быть в виде девочек-гномиков

Романтика – для любителей нежного, розового. Фигуры гномов раскрашены в соответствующие цвета, преобладают нежные цвета. Линии нежные. Могут быть в виде девочек-гномиков.

Садовые гномики – небольшие фигурки в виде гномов в красных колпаках в различных позах, популярные в Европе (особенно в Германии), в качестве украшений для садов.

Кантри – деревенский стиль. Подчеркнутая грубость исполнения не портит, а наоборот добавляет шарма таким изделиям. По традиции, такие фигуры не раскрашиваются, выполнены они из дерева или других природных материалов.


В немецких сказках гномы, живущие рядом с человеком, помогали ему по ночам в работе по саду.

Модерн – название уже говорит само за себя. Это бетонные, каменные, железные, полимерные изваяния. Дополнены могут быть атрибутами современности – мобильными телефонами, современной одеждой и тому подобным. Могут быть как раскрашенными, так и монотонными.

Они часто рассматривались как талисман, приносящий удачу садоводам и защищающий сад от нечисти.

Подсказка – с какими стилями сочетаются фигурки для сада гномы:

  • Классические гномы – английский (пейзажный), кантри, средиземноморский.
  • Романтика – английский, кантри и, отчасти, со средиземноморским, эко-дизайн, лесной.
  • Кантри – эко-дизайн, лесной, кантри.
  • Модерн – минимализм, модерн, хай-тек, лесной.

Это даны были лишь подсказки по сочетанию стилей, главным остается ваш вкус и ваше видение будущего сада.


Гномы – легендарные существа и были частью западной культуры на протяжении нескольких веков.

Персонажи — лесные гномы[править | править код]

Немногие из лесных гномов берутся за профессию приключенца, вместо этого концентрируясь на ремесленничестве или лесоводстве и становясь экспертами в соответствующих навыках. Они наслаждаются песнями всех видов, и некоторые становятся хорошими (хотя и застенчивыми) бардами. Лесные гномы имеют почтительный характер и преуспевают как клерики или друиды, но никто из лесных гномов не рассматривает себя как воина, и гномов, берущих классы типа бойца или рейнджера, практически не существует. Из-за их скрытного характера и небольшого размера из лесных гномов выходят хорошие жулики, служащие разведчиками и шпионами своих изолированных общин. Лесные гномы изучают тайные искусства как самую эффективную защиту против больших народов, иначе наводнивших бы их земли, и многие становятся волшебниками, специализирующимися в школе Иллюзии.
Одобренный класс: Большинство авантюристов — лесных гномов – иллюзионисты, что делает это их одобренным классом. Однако, клериков тоже немало. Клерик/иллюзионист, клерик/боец и иллюзионист/жулики — обычные мультиклассовые комбинации.

Дверги в Эддах

Сыны Ивальди куют молот Тора Мьёльнир. Рисунок Элмера Бойда Смита

Одним из основных прототипов гномов являются дверги или цверги (карлики) из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии дверги являются «тёмными» родственниками альвов (эльфов), тёмными или чёрными альвами,[источник не указан 129 дней] причем им мифы уделяют значительно больше внимания. Карлики были созданы богами из червей, живших в мясе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут в Свартальвхейме. Под действием солнечных лучей дверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Дверги славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с карликами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

В «прорицании Вёльвы» есть перечисление:

10 Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин — вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.
11 Нии и Ниди,
Нордри и Судри,
Аустри и Вестри,
Альтиов, Двалин,
Бивёр и Бавёр,
Бёмбур, Нори,
Ан и Анар,
Аи, Мьёдвитнир,
12 Гандальв и Вейг,
Виндальв, Траин,
Текк и Торин,
Трор, Вит и Лит,
Нар и Нюрад —
вот я карликов —
Регин и Радсвинн
всех назвала.
13 Фили и Кили,
Фундин, Нали,
Хефти, Вили,
Ханар, Свиор,
Фрар и Хорнбори,
Фрег и Лони,
Аурванг, Яри,
Эйкинскьяльди.
14 Ещё надо карликов
Двалина войска
роду людскому
назвать до Ловара;
они появились
из камня земли,
пришли через топь
на поле песчаное.
15 Это был Драупнир
и Дольгтрасир с ним,
Хар и Хаугспори,
Хлеванг и Глои,
Дори и Ори,
Дув и Андвари,
Скирвир, Вирвир,
Скафинн и Аи,
16 Альв и Ингви,
Эйкинскьяльди,
Фьялар и Фрости,
Финн и Гиннар;
перечень этот
предков Ловара
вечно пребудет,
пока люди живы.

Иллюстрация к перечню имён цвергов из издания «Прорицания вёльвы». , 1895.

Список двергов в Эдде

  • Альвис — мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари — карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок — помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Даин — создавший для богини Фрейи вепря Хильдисвини.
  • Двалин — выковал копьё Гунгнир, ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Дурин — один из прародителей карликов, создал меч Тюрфинг.
  • Лит — карлик, которого бог Тор толкнул в погребальный костёр Бальдра.
  • Модсогнир — первый дверг.
  • Нордри, Судри, Аустри и Вестри — дверги, поддерживающие небосвод.
  • Отр — сын Хрейдмара.
  • Регин — сын Хрейдмара.
  • Синдри — выковал молот Мьёллнир, вепря Гулинн-бурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир — сын Хрейдмара.
  • Фьялар и Галар — упоминаются как изготовители «мёда поэзии».
  • Хрейдмар — герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.

Сколько лет живут гномы?

Сказочный народ рассказчик всегда наделяет волшебными свойствами. Кто-то может сказать, что гномы были на самом деле. Возможно, это так. Ведь любая хорошая легенда основана на реальных событиях. Но даже если гномы и жили среди людей, они вряд ли обладали всеми теми свойствами, которые сегодня им приписываются. Большая часть информации – чистая выдумка. Хотя сказать это наверняка невозможно.

По преданиям, гномы были долгожителями. Средняя продолжительность их жизни была 250 лет. Некоторые особи доживали и до 300 лет, но все же это было редкостью. Молодость у гномов была затяжной. Длилась она 30 лет, а после нее шел расцвет сил. Продолжался он долго, с 30 до 240 лет. А вот старость была короткой. Гном терял свои силы и здоровье постепенно, в течение последних лет своей жизни.

Оформление фигурки

На данном этапе обрезаем маленькие бутылки и вставляем их в подготовленные отверстия для ручек. Закрепляем их с помощью жидких гвоздей или клеем для пластика. Окрашиваем рукавчики тем же цветом, что и рубашку.

Кисти рук должны быть миниатюрными под цвет личику. Для бороды можно использовать мешковину или распущенную на тонкие нитки полиэтиленовую верёвку, а в качестве шапочки может выступить цветочный горшок.

Глазки можно нарисовать или приобрести готовые кукольные в магазине для рукоделия. Чтобы гномик был более устойчивым, бутыль следует заполнить песком.

Симпатичный пластиковый гномик готов и может переместиться на садовую лужайку, дорожку или в цветник!

Изготовление гномика из папье-маше

Процесс создания такого декоративного гномика не сложен, а результат способен превзойти все Ваши ожидания.

Милый маленький сказочник, мечтатель и работяга станет отличным украшением любого сада и будет замечательно смотреться на любом дачном участке.

Для начала необходимо приготовить большое количество бумажных лотков из-под яиц, мелко порвать их и сложить в пластиковое ведёрко.

После чего полностью залить их кипятком и оставить бумагу на сутки для набухания.

В случае, если папье-маше получилось слишком жидким, массу следует переложить в марлю и подвесить над ёмкостью, чтобы стекла лишняя жидкость.

Выбор по типу материала изготовления

Перед тем, как оборудовать участок такими фигурками следует разобраться, какой материал предпочтительней. Как уже указывалось выше, статуя гнома может быть изготовлена из керамики, гипса, камня, дерева, металла, полимера. Описание преимуществ и недостатков этих материалов ниже.

В Австрии, Германии, Скандинавских странах очень популярны фигурки гномиков, их можно увидеть практически в любом саду.

Из керамики изготавливается сегодня множество садовых украшений, светильников, цветников. Исключением не стали и гномы. По физическим характеристикам они достаточно крепкие, износостойкие (это в большей степени касается краски, которой они покрашены). При повреждении краски можно не бояться, что гном со временем от воды разрушится. Керамические изделия в виде гномов можно найти в любом магазине и в Интернете. Главный минус – это достаточно большой вес. Цена, на момент написания статьи, составляла от 200 руб. до 650 руб. Стиль исполнения керамических садовых гномов может быть, классическим, романтическим и модерн.

Согласно европейским легендам и сказаниям, гном имел облик старика с длинной белой бородой, который живет под землей.

Гипсовые фигуры просты в изготовлении и не менее популярны, чем керамические. Окрашиваются специальной краской и покрываются защитной глазурью или лаком. Их преимуществом можно считать достаточно легкий вес (по сравнению с керамикой) и небольшую цену. Недостаток – изделия из гипса довольно хрупкие. Также, если по каким-то причинам нарушится слой защитной глазури или лака, то влага начнет проникать в гипс, из-за чего фигурка быстро разрушится. Цена варьируется от 100 до 1000 руб. за штуку и зависит от сложности изделия.

Немцам гномы представлялись в виде карликов и часто изображались как подземные жители в остроконечных красных шляпах.

Гномы под стиль кантри – это фигуры исключительно из природных материалов. Из всех видов они – единственные, которые подарят загородному участку атмосферу сказки и уюта. Для их изготовления используется дерево или камень. Они не окрашиваются, лишь при необходимости покрываются защитным лаком. Монолитны, прочны, устойчивы к атмосферным явлениям. Достаточно сложно найти в свободной продаже, чаще всего изготавливаются под заказ. В этом их преимущество, потому что в этом случае можно придумать собственную уникальную статую.

Именно немецкие гномы стали прототипами знаменитых диснеевских гномов из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

Совет. Если есть навыки резьбы по дереву, а на участке пни, которые портят весь дизайн – не стоит их корчевать. Старые пни можно превратить в гномов самостоятельно или пригласить мастера.

Металл, керамика, пластик, полимер – материалы для гномов в стиле модерн. Металлических гномов нельзя назвать универсальным элементом декора, они подойдут под дворик только определенного стиля. Металл – надежный материал. Фигурки из него можно размещать даже с внешней стороны, потому что он не боится вандализма. Изготавливается под заказ или можно приобрести в магазинах. Статуи из полистоуна продаются в различных магазинах, и цена варьируется от 400 до 2000 руб.

Современные гномы обладают привлекательными чертами лица.

Варианты окраски и подбор композиции

Не существует универсального или единого требования к раскраске садовых гномов. Все зависит от фантазии и желаемого стиля обустройства загородного участка. Можно лишь привести примеры садовых гномов с фото, которые должны стать основой для новых идей.

Гномы часто изображаются за различными занятиями, такими как садоводство, рыболовство и игра на музыкальных инструментах.

Классическое оформление гномиков. Привычны и всем знакомы.

По народным поверьям, когда хозяева ложатся спать, гномики оживают и берутся за работу по уходу за садом или лужайкой, на которой они живут.

Раскраска гномов в традиционном немецком стиле. Смотрятся достаточно оригинально. Подойдут любителям винтажного стиля.

Традиция размещать небольшие фигурки гномов в саду берет начало в XIX веке.

А эти гномы прямиком из диснеевских мультфильмов.

Традиционные садовые гномики изготавливаются путем отливки в формы жидкой терракотовой глины с последующим обжигом.

Кантри гном по-своему красив.

В наше время садовых гномиков также отливают из полимерных смол, изготавливают из искусственного камня и тому подобных материалов.

На усмотрение автора дизайн-проекта остается и композиция с участием скульптур гномов. Не нужно привязываться только к тому, что было увидено на просторах Интернета. Это лишь заготовки идей, ведь каждый загородный дом уникален. И совсем неинтересно будет скопировать уже созданное. Поэтому, примеры композиций в следующем разделе это основа. Создавайте свой уникальный дизайн!

Несмотря на критику «гномофобов», садовые гномы остаются популярными, а их покровительство продолжает приносить удачу садоводам во всем мире.

Делаем фигурку гнома, используя гипс

Проще всего изготовить гнома для сада собственноручно можно при помощи гипса. Этот материал не привередлив, что касается погодных условий и попадания прямых солнечных лучей. Но будьте осторожны, ведь фигурку из гипса можно легко повредить.

Итак, сначала нужно приобрести строительный гипс для нашей фигурки. Прочтите внимательно инструкцию и сделайте раствор.

Разводить гипс следует в пластмассовой ёмкости. После тщательного перемешивания, необходимо добавить клей ПВА. Он сделает материал для работы с фигурой более эластичным.

Далее приготовленный гипсовый раствор заливаем прямо в формочку. Лучше всего подойдут силиконовые формы. Если фигура гнома слишком высокая, то сначала следует сконструировать каркас.

Заливать раствор следует постепенно, чтобы не образовалось пустот. Наполняйте формочку медленно, периодически постукивая по ней, чтобы гипс равномерно распределялся внутри.

После полного высыхания достаньте гнома из формы. Нанесите на поверхность гнома слой грунтовки. А для более стойкого цвета, можно нанести клей на высохшую грунтовку.

Вы так же можете сделать гнома из подручных средств. Он может стать похожим на домовёнка и будет охранять Ваш сад. Подключите к творчеству детей. Это будет захватывающим занятием для них.

В данной статье мы Вам рассказали, как можно сделать фигурки в сад, ознакомили с ассортиментом и разновидностью садовых скульптур и материалов, из которых их производят. Садовое искусство очень занимательно. Так что придерживайтесь наших советов и Ваш сад станет самым красивым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Домашний мастер
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.