Что нужно для конструирования
Допустим, вы в курсе в общих чертах, как сделать мотоблок своими руками. Перед тем, как с воодушевлением браться за сварочный аппарат, рассчитайте, какова должна быть мощность вашей машины. Наилучшим вариантом донора мотора станет мотоцикл ИЖ Планета 5.4. Либо ИЖ спортивной серии. Если поспрашивать владельцев советских машин, наверняка в гараже у кого-нибудь из них можно будет найти ненужные мотоциклы.
Для справки: мотор Планеты имеет мощность от 16 до 22 л.с., в зависимости от модели и ее вам более, чем достаточно. Система охлаждения двигателя мотоблока должны быть не пассивная, а активная. Помните об этом, чтобы избежать переделки мотоблока. Плюс, вам нужно будет увеличить силу тяги, чтобы мотоблок легче запускался.
Для осуществления всего этого поменяйте клапан на лепестковый. Эта же манипуляция поможет вам в дальнейшем экономить топливо.
Теперь вы имеете представление о том, как собрать мотоблок своими руками. Вам нужен будет редуктор. Чертежи помогут вам понять, как он крепится. Его можно позаимствовать с известного мотороллера «Муравей». Мотоблочную раму можно сварить или свинтить своими руками из подручных материалов. Далеко ходить не нужно, подойдёт мотоциклетная рама. Понадобится небольшая доработка. Для начала отрежьте вилку, где крепится переднее колесо и все остальные части, которые могут помешать вам, установить основное оборудование. Позади рамы понадобится приварить крепление для навесного оборудования. Кстати, если вы действительно нашли мотор от мотоцикла ИЖ «Планета Спорт», то поставьте в него ходоуменьшитель, иначе его сила может оказаться слишком большой для мотоблока.
Если хотите получить колеса, способные пройти по любому участку вашей усадьбы, ведомые ДВС или электродвигателем, то берите их от классических моделей Lada. Ось придется изготовить самостоятельно, и лучше всего подойдет для этого цельный кругляк. Труба не годится ввиду своей ненадежности: если ее использовать, может случиться переломка. Стоит отметить, что самоделки из мотоблока хороши тем, что переделанные машины позволяют осуществлять совершенствование мотоблока.
Техника на основе ДВС
Самоделки с установленными двигателями внутреннего сгорания обладают большей мощностью и функциональностью по сравнению с электрическими собратьями. Это позволяет существенно расширить сферу их использования. Навесное оборудование в виде плуга, плоскореза, культиватора, грабель, легко крепится на кронштейне рамы. Также агрегат можно легко трансформировать в каток или домашний мини-трактор.
Задавшись вопросом «как сделать самодельный мотоблок»,прежде всего необходимо разобраться в его устройстве. Чтобы собрать самодельный мотокультиватор своими руками необходимы, прежде всего, двигатель, трансмиссия и понижающий редуктор.
Для сборочных работ понадобится стандартный набор инструментов: комплект гаечных ключей, дрель, болгарка, сварочный аппарат, а при сборке более сложных и грузоподъемных машин еще и токарная, и фрезерная обработка некоторых узлов.
https://youtube.com/watch?v=1KWv0b94BIc
Культиватор из бензопилы
Пожалуй, самым оптимальным вариантом при изготовлении самодельного мотокультиватора является использование при его создании двигателя от бензопилы. Плюсами здесь являются производительность и мощность агрегата, нетребовательность к топливу, малый вес и компактность. Да и с комплектующими при его сборке особых трудностей не возникнет. Все необходимое можно найти на авторынке или барахолках.
Общая схема мотоблока:
- рама мотоблока делается в виде ромба из металлического уголка размером 3200х3200х3200 мм;
- двигатель монтируется на поперечины сверху, бензобак, как правило, крепится чуть ниже;
- опоры промежуточного вала крепятся к передним стойкам;
- опоры ходового вала устанавливаются на продольные ребра
Для регулировки скорости используется родная КПП, также используются мотоциклетные звездочки (основная и промежуточная,) количество зубьев которых подбирается с учетом необходимой выдаваемой мощности. Рабочие инструменты агрегата выполняются в виде колес с ножами и могут выполнять функцию триммера, мотофрезы или мототяпки.
В качестве альтернативы можно использовать и двигатель от бензокосы, который схож по своим характеристикам с приводом мотопилы.
Мотоблок из мотоцикла
Зачастую старая мототехника может годами ржаветь в гаражах и сараях, но ведь она может легко обрести вторую жизнь. Мотоциклетные двигатели отлично подходят для создания самодельного мотокультиватора своими руками, но чаще всего используются двухтактные двигатели от старых моделей, а также от мотороллеров. Но в последнее время активно стали применяться моторы и от скутеров или мопедов, давая переделкой вторую жизнь поломанной технике.
Трансмиссия бывает нескольких типов:
- зубчатая — наиболее распространенная и легко монтируемая;
- комбинированная (зубчато-червячная передача);
- цепно-ременная, зубчатая;
- гидроредуктор — набирающий популярность, но наиболее дорогой по сравнению с механической вид трансмиссии.
Возможные схемы
Из уголка сваривается рама необходимого размера, к которой крепится двигатель с системой подачи топлива и бензобаком. Передача крутящего момента от редуктора, понижающего скорость, на колеса, осуществляется через цепь. При этом можно использовать мост от мототехники-донора, установленный на колесную ось. Все органы управления переносятся на руль агрегата.
При конструировании более тяжелой техники используется типовой двигатель ЗИД-5 или другие его модификации, которые ранее широко применялись на различных агрегатах. В связку с ним устанавливается коробка передач от «Запорожца» и облегченный ведущий мост.
Установка редуктора на культиватор
Сначала нужно утвердиться с основными эксплуатационными параметрами силовой установки. В технической документации обозначено число оборотов коленчатого вала. Это основное значение, которое необходимо для осуществления подсчетов при переделке культиватора в мотоблок. Для создания понижающего редуктора на культиватор понадобятся такие инструменты и материалы, как:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- дрель;
- наждачка и сверла;
- линейка;
- тиски;
- молоток;
- металлический лист толщиной примерно 5 мм;
- труба для фиксации подшипников.
Базовым элементом создаваемого уменьшителя хода для культиватора является корпус. Непосредственно от него зависит качество всего механизма, обоюдное расположение осей и валов, единый центр вращения подшипников. В нашем случае корпус будет изготовлен из металлического листа при помощи сварки. Чтобы упростить процедуру обслуживания составляющих частей редуктора, одну из стенок необходимо сделать съемной. Упором для подшипников и их точной расточки выступают отрезки трубы внутренний диаметр которой совпадает с внешним диаметром подшипника. После того как обрезки зафиксированы в нужном положении их основательно закрепляют сваркой.
Для изготовления валов используют пруток с круглой формой сечения из качественной стали. Заготовку протачивают до требуемых параметров и придают валу нужную форму. В процессе эксплуатации валы вращаются вместе со звездочками, передавая крутящий момент через цепь и шпонки. Опорой для валов выступают подшипники, которые берут на себя значительные нагрузки в процессе выполнения земельных работ. От того насколько правильно были подобраны подшипники, во многом будет зависеть срок службы и работоспособность созданного редуктора. Самым оптимальным вариантом будет использование подшипников радиальных закрытого типа, которые требуют незначительного обслуживания. Звездочки и цепь, можно купить или использовать со списанной техники.
Очередность сборки понижающего редуктора для мотокультиватора:
- Раскройка металлического листа на составные части корпуса и крышки.
- Разрезка труб.
- Установка посадочных мест для подшипников.
- Изготовление корпуса.
- Покрытие лакокрасочным составом корпус и крышку.
- Монтирование подшипников.
- Механическая обработка валов.
- Монтаж валов с одновременной установкой звездочек и цепи.
- Закрепление крышки корпуса.
После произведенных манипуляций переделанный механизм устанавливают на раму культиватора и проводят ходовые испытания культиватора. Использование самодельного редуктора увеличивает мощность техники, и дает возможность расширить ее область применения.
Культиватор для мотоблока Нева. Оборудования для вспашки земли
Чаще всего мотоагрегат покупают, чтобы использовать, как мотокультиватор для выполнения самых тяжелых работ на земле: осенней вспашки и культивации плодородного слоя. Благодаря очень большому вращающему моменту на выходе из редуктора мощности в 7-10 л.с. достаточно, чтобы в несколько заходов обработать даже суглинистые или солончаковые почвы.
Для восстановления структуры почвы производителем предлагаются для работы следующие варианты инструмента:
- Плуг для мотоблока нева со сцепным устройством чаще всего оборудован стандартной или универсальной конструкцией сцепного устройства с рамой. Мотоблок позволяет распахивать грунт средней тяжести, корней и молодой поросли деревьев;
- Культиваторы и фрезы для мотоблока «Нева МБ 2» позволяют более глубоко и тщательно вспушивать почву, рубить корни сорняков, превращать остатки растительности в мульчу, использовать мотоблок, как мультикультиватор.
Кроме одинарной конструкции, существуют парные плуги, позволяющие выполнять обработку парой режущих кромок с отвалом грунта в двух рядах, как на фото. Но работать с такими серьезными приспособлениями рекомендуют на мотоагрегатах «Нева МБ 23» или «Нева МБ23СД».
Не стоит рассчитывать распахать мотоблоком целинные почвы, средней тяжести грунт с большим количество корней и сорняка, как правило, «не по зубам» даже тяжелым мотоблокам МБ 23. Нева создавалась для работы на уже распаханном грунте. В этом случае прекрасно работают и фрезы, и культиваторы, и плуги.
На солончаках и глинистых почвах мощности вращения грунтозацепов и их веса не всегда хватает, чтобы вспахать уплотненный слой земли. Частенько зацепы наваривают дополнительными грузами, например, маховиками от грузовых автомобилей, что снижает центр тяжести мотоблока, делает его более устойчивым и утяжеляет его на 20-25 кг. Ширина одного колеса-грунтозацепа составляет 210 мм при диаметре в 460 мм.
С помощью насадки на мотоагрегат окучника можно достаточно удачно делать рыхление земли, как перед посадкой, так и для удаления сорняков в рядах между растениями. Но работать таким приспособлением достаточно сложно, требуется знание специфики настройки инструмента.
Как сделать разные элементы
Чтобы расширить функциональность мотокультиватора, на него надевают дополнительное навесное оборудование. Для изготовления таких насадок используют схемы и чертежи.
Ходоуменьшитель
Полезным аксессуаром для культивирующего устройства является уменьшитель хода. Он предназначается для понижения скоростей передвижения культиватора, что необходимо для перенаправления мощности не на скоростные свойства, а на крутящий момент или тяговое усилие.
Подобное изделие легко сделать самостоятельно, используя следующие комплектующие:
- Корпус генератора.
- Роторный вал.
- Фланцевый подшипник.
- Детали из стали.
- Винты.
- Шкив.
- Шестерня.
Перед началом работ нужно провести несколько расчетов. Роль генератора может исполнять деталь от отечественного мотоцикла Урал. Главное, чтобы она была мощной и демонстрировала стабильный крутящий момент.
Следующий этап подразумевает обустройство приводного вала на основе оболочек двух подшипников, которые будут запускать шестерню. Фланцевые подшипники размещают на противоположной стороне редуктора, а внутри оставляют металлическую шайбу.
На ведомом валу фиксируют шестерню, а в завершении работ закрепляют шкив с ведомым валом. Для этого используют пружинную гайку и шайбы.
После выполнения монтажных работ ходоуменьшитель нужно проверить, подключив к сцепке агрегата с колесами. Если сделать все правильно, после запуска устройства колеса будут крутиться медленнее, а сам агрегат прижмется к земле.
Фрезы
Основная задача фрез для культиватора заключается в уничтожении сорняковых растений. Еще режущие элементы способны вспахивать почву, перемешивать почвенные слои и выравнивать поверхность огорода.
Фрезы по-особому полезны при культивации глинистого, влажного или твердого субстрата. Их часто эксплуатируют для огородных работ на целине или пастбищах.
Из-за простоты конструкции собрать режущий элемент можно самостоятельно. Перед этим нужно составить чертежи или найти готовую схему, где указаны размеры, требуемое количество материалов и элементов.
Специалисты не рекомендуют делать фрезы с диаметром больше 50 см.
Создавая плуг своими усилиями, можно достичь тех рабочих параметров, которые необходимы для полевых условий. К ним относят:
- Угол отвала.
- Качество и глубину культивации почвы.
- Площадь захвата.
- Эффективность работы.
В зависимости от мощности агрегата выбирается нужная конструкция плуга. В процессе изготовления нужно использовать качественные материалы, способные выдерживать большие нагрузки и при этом не ухудшать производительность.
Колеса
На самодельный мотокультиватор можно поставить колеса от старого мотоблока, мопеда, велосипеда или прочего транспортного средства с подходящими размерами.
Грунтозацепы
Аксессуар необходим для улучшения сцепления режущих элементов с грунтом. Он помогает агрегату свободно функционировать в сложных условиях и обрабатывать почву без остановок.
Прицеп
Наличие прицепа сделает культиватор максимально полезным и функциональным. Но перед тем, как изготовить такую конструкцию, нужно убедиться, что машина сможет ее тащить.
Окучник
Изделие необходимо для окучивания картофеля или других огородных культур. Существуют такие варианты самодельных окучников:
- Листерный.
- С переменной шириной захвата.
- Дисковый.
- Пропеллерный.
Адаптер
Любая работа на огороде требует много сил. Чтобы сделать процесс комфортным, следует создать специальное сиденье — адаптер.
Ходоуменьшитель
Сцепление колес землеобрабатывающей машины с почвой можно усилить, если использовать грунтозацепы или ходоуменьшитель для мотоблока. Ходоуменьшитель относится к числу навесных устройств. Он дает возможность снизить скорость сельскохозяйственного агрегата и повысить тяговое усилие вместе с крутящим моментом. Работает аналог редуктора с помощью цепи и звездочек на валах. При желании это приспособление можно изготовить своими руками. Детали используются от другой техники.
Каждый рассмотренный преобразователь наделен своими недостатками. Чтобы свести их количество к минимуму, стоит попробовать сделать устройство самостоятельно. Самодельная вещь может стать более качественной и удобной в эксплуатации, чем покупной экземпляр.
Модернизация самодельной конструкции
Мотоблок Архипова пользуется огромной популярностью среди широкой аудитории дачников и огородников за счёт своей универсальности. Очень часто его применяют в качестве плуга или культиватора. Чтобы расширить функционал, достаточно заменить съёмные детали для плуга деталями со снятыми отвалами для культиватора. По мере своего перемещения по огороду прибор будет заглублять борозды в землю, укладывая туда клубни картофеля. Для запашки посадочного материала достаточно оборудовать агрегат отвалами и повторно пройтись между высаженными рядами.
Аналогичным путём происходит окучивание проросших растений. Сельскохозяйственный мотоблок характеризуется отличной продуктивностью и простотой в использовании даже для таких целей, как сбор урожая. Чтобы поменять ширину захвата, достаточно применить разные отвалы. К тому же агрегат способен собирать пропущенный картофель и оставшуюся ботву при наличии граблей или борон.
Универсальная конструкция незаменима не только для работ в сфере сельского хозяйства. Её также можно эксплуатировать для уборки снега в зимнюю пору. Такой верный помощник станет хорошим инструментом при очистке дорожек и приусадебной территории от листьев или мусора. Достаточно оборудовать его валиком с круглой щеточкой и дополнительной звёздочкой, что позволит расчищать тротуары.
Каждый уважающий себя дачник рано или поздно приходит к вопросу покупки или изготовления мотокультиватора. Подобный агрегат — действительно ценная находка для людей, занимающихся органическим земледелием. С его помощью можно обрабатывать и небольшие огороды, и крупные территории от 30 соток.
Несмотря на компактные размеры, такой миниатюрный «грузовик» не уступает по продуктивности работы некоторым тракторам. Мощный двигатель способен перерабатывать самую тяжелую почву, а простота в использовании позволяет эксплуатировать его даже при отсутствии конкретного опыта. К тому же изготовить такое приспособление гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд
Достаточно обратить внимание на существующие инструкции и воспользоваться рекомендациями профессионалов
Выбор колес для мотоблока и замена своими руками
Приобретая в хозяйство мотоблок, люди делают упор на мощность двигателя и производительность техники. Однако на производительность агрегата прямое влияние оказывают колёса для мотоблока. Ходовая часть позволяет агрегату передвигаться по приусадебному участку.
Заводские модели обычно оснащены подходящей колёсной парой. Но учитывая нагрузки на этот элемент конструкции, колёса часто ломаются. Соответственно фермеру приходится самостоятельно покупать вышедшую из строя деталь.
Мы посоветуем, как подобрать подходящие колёса, и подскажем варианты изготовления ходовой части своими руками.
Критерии выбора
Любое садовое оборудование выпускается в нескольких вариациях. Ходовая часть для мотоблока не стала исключением из этого правила. Если ознакомиться с ассортиментом любого магазина, который занимается продажей запчастей для мотоблоков, можно увидеть, что существует три разновидности колёс:
- Пневматические. Такие изделия имеют резиновую покрышку и камеру.
- Резиновые. Монолитная конструкция, которая состоит из обода и прочной резины.
- Грунтозацепы. Металлические элементы, нацеленные на повышение проходимости техники.
Сложность выбора заключается в определении условий эксплуатации техники. Например, для обработки глинистого участка или влажной почвы, рекомендуется использовать грунтозацепы.
Мотоблок, оснащённый обычными резиновыми колёсами, не покажет хорошей производительности в сложных условиях
Кроме того, следует акцентировать внимание на радиусе колеса и рисунке протектора
Какие колеса можно поставить на мотоблок? Здесь многое зависит от целевого применения техники. Если агрегат нужен для посадочных и уборочных работ, можно остановиться на пневматических колёсах.
Такие изделия оптимально подходят для работы на мягкой земле. Рекомендуемый радиус – около 40 сантиметров. При этом рекомендуем выбирать колёса с глубоким протектором, что позволит повысить манёвренность и проходимость.
Литое колесо
Для первичной обработки целины и почвы с повышенным содержанием камней, лучше использовать литые колёса. Они практически не получают механических повреждений ввиду отсутствия внутренней камеры.
Однако такие элементы обладают повышенным весом, поэтому устанавливаются на средние и тяжёлые мотоблоки.
Грунтозацепы не только повышают проходимость техники, но и увеличивают её производительность. Зубья входят в почву, что создаёт дополнительное усилие для продвижения агрегата в заданном направлении.
Колеса-грунтозацепы
Такие элементы используются в основном для пахотных работ на больших участках земли. Пользоваться грунтозацепами на небольшом приусадебном участке нецелесообразно.
Сделай сам
Теперь поговорим о том, как самостоятельно сделать колёса к мотоблоку. Сразу уточним, что создание пневматических и литых колёс в домашних условиях в принципе невозможно.
Да и зачем изобретать колесо, если можно оснастить садовую технику покрышками от легкового автомобиля или мотоцикла. Нужно только установить подходящую ступицу и можно приступать к работе.
Другое дело, если речь идёт о грунтозацепах. Такие самодельные колёса на мотоблок действительно можно изготовить самому. Вот элементарная схема сборки:
Берём старые диски от автомобиля
Обратите внимание, что нужен только обод. Диаметр колёс зависит от мощности мотоблока, учитывая, что конструкция получится цельнометаллическая, вес будет немалый.
К дискам привариваем металлические пластины
Края пластин должны касаться края обода. Это важный элемент конструкции, поэтому пластины приваривают по всему внешнему радиусу, можно для повышения надёжности зафиксировать их болтами.
К металлической пластине привариваем зубья. Их можно сделать из уголка, предварительно разрезав его на куски нужной длины. Обратите внимание, что расстояние между зубьями не должно превышать 15-20 сантиметров. Иначе эффективность таких колёс будет сведена к нулю.
Ввариваем в диск полуоси, дополняем конструкцию подшипниками и устанавливаем ходовую часть на мотоблок.
Можно сделать грунтозацепы из старого газового баллона. В этом случае, нужно вырезать два обода, шириной около 6-7 сантиметров, и дальше действовать по приведённой выше схеме.
Вообще, грунтозацепы можно сконструировать из любого подручного материала, который имеет форму круга. Главное, проявить желание и приложить немного умения.
https://youtube.com/watch?v=OE-CglYKTkc
РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Источник