Правила выбора вагонки

Из чего делают?

Вагонка может изготавливаться практически из любой породы древесины, но это отражается на ее качестве и основных характеристиках. Сфера использования материала также зависит от использованного сырья. Различаются следующие виды вагонки по породе древесины.

Хвойная древесина

Специфическая особенность ее – большое содержание смол и эфирных масел. Они с одной стороны мешают развитию грибков, но при высокой температуре опасны для человеческого организма. С учетом этого, хвойные породы нельзя использовать в банных парилках, а наиболее широко они применяются для внешней обшивки зданий.

Наиболее часто вагонка делается из таких хвойных деревьев:

  1. Ель. Преимущества – низкая стоимость; мягкость, позволяющая легко округлять формы; красивая текстура; малая шероховатость. Основной недостаток – повышенная гигроскопичность.
  2. Сосна. Считается наиболее подходящим материалом для вагонки бюджетного класса. Среди недостатков выделяется высокое содержание смол и уязвимость к царапинам.
  3. Лиственница. Этот материал обладает высокой прочностью и минимальной гигроскопичностью, привлекательной текстурой и стойкостью к гниению. Ограничивает применение высокая цена.
  4. Кедр. Его отличает особый аромат, благотворно влияющий на нервную систему. Он способен отпугивать насекомых. Недостаток – дефицитность и повышенная стоимость.

Лиственная древесина

По сравнению с хвойными породами, их смолы не вредны для человека, что позволяет использовать в банных условиях.

Она отличается пониженной теплопроводностью. Находят применения такие породы древесины:

  1. Липа. Главный недостаток – постепенное потемнение по мере эксплуатации и соответствующая потеря внешнего лоска.
  2. Ольха. Ее можно использовать во влажных помещениях. Она обладает оригинальной, привлекательной текстурой. Главный недостаток – пониженная долговечность.
  3. Дуб. Дубовая вагонка относится к элит классу. Она практически не имеет недостатков и отличается прекрасным внешним видом. Ограничивает использование только цена.

Экзотика

Ценные, экзотические породы древесины, относящиеся к категории красного дерева, используются для изготовления высококачественной вагонки элит класса. У нее очень высокая стоимость, но бесподобный внешний вид, особый оттенок, высокая долговечность и прочность.

Особо выделяются такие разновидности, как хемлок или канадская тсуга и абаши. Последнее тропическое растение отличается своеобразным цветом с лимонно-желтым или белесым оттенком.

Древесная основа вагонки задает ее свойства и декоративность. Какой тип выбрать, зависит от назначения доски, финансовых возможностей и потребности.

Что нужно учесть при выборе вагонки

Решая, какую вагонку купить, стоит учитывать такие нюансы.

Условия хранения на складе/в магазине. Даже лучшая вагонка для внутренней отделки потеряет свои эксплуатационные характеристики, если его хранят в неподходящих условиях. Пример – расположение деревянных планок вертикально или с небольшим наклоном (прислоненные к стене) в сыром помещении. Результат – деформация панелей, которую потом сложно исправить.

Возможность выборочного контроля, наличие сертификатов качества. Если мы выбираем вагонку для дома, планируя обшить большие по площади поверхности, покупка совершается в количестве нескольких/десятков упаковок

При этом важно добиться от продавца предоставления документов, подтверждающих качество. Желательно проверить выборочно соответствие качества заявленному и получить согласие на обмен товара, которых эту проверку не пройдет.

Особенности эксплуатации

При необходимости с помощью внутренней вагонки улучшить термоизоляцию помещения стоит выбирать профиль большей толщины. Для влажных помещений – стойкие к действию испарений сорта древесины (полимеров). При планируемом использовании в парилке – низкую теплопроводность материала и отсутствие эмиссии вредных веществ.

Геометрия помещения. Чем сложнее конфигурация обшиваемых поверхностей, тем более короткие/узкие ламели потребуются для облицовки. Поэтому нет смысла приобретать длинномерные виды вагонки для внутренней отделки дома, если требуются более короткие планки.

Класс В (2-й сорт)

Вагонку класса B (или 2 сорта)очень часто выбирают для отделки дачных домиков и коттеджей. Она имеет ряд недостатков, с которыми, в принципе, можно жить при определенном подходе:

  • сучки – могут выпадать в процессе эксплуатации, обработки или монтажа;
  • небольшие трещины (не более 3 см);
  • вмятины и другие деформации, полученные при обработке;
  • смоляные кармашки – из-за этого вагонку класса B нежелательно применять в парных, так как выступившая смола может обжечь кожу при случайном прикосновении.

Фасадное крыльцо перед входом в дом

Фасадное крыльцо перед входом в частный дом имеет практическую функцию — это защита входной двери от воздействия природных факторов: влажности, снега, дождя. Но декоративная функция также важна.

Стандарты на профилированные облицовочные панели

Типовые размеры облицовочных панелей нормируются отечественными ГОСТами и европейскими стандартами. При этом размеры деревянной или пластиковой вагонки различаются, как и технические требования к ним.

Нормы для деревянных изделий

Отечественные и зарубежные производители придерживаются таких стандартов при производстве облицовочных пиломатериалов из дерева:

  • российские — ГОСТ 8242–88 (описывает любые профилированные изделия из древесины, используемые в строительстве, подробнее данные можно посмотреть здесь) и ГОСТ 8486–86 (пиломатериалы хвойных пород древесины);
  • Евросоюза — DIN 68126/86 (детальная информация представлена здесь)

Оба типа стандартов описывают требования к качеству древесины и ее обработки, допустимые отклонения размеров, прочность материала и клеевых соединений (если они присутствуют). Нормируется также допустимая влажность пиломатериалов: для изделий, используемых в помещении она составляет 8…12%, для наружных работ – 8…15%. Допустимая влажность 20% приемлема только по согласованию производителя и продавца, при этом покупателей обязаны осведомить о измененных условиях хранения.

Нормирующие требования для МДФ панелей

В РФ не приняты государственные стандарты на производство МДФ-панелей. Поэтому ширина и толщина вагонки, а также условия ее производства разнятся у разных выпускающих предприятий. Нормируются только материалы, на основе которых создаются стеновые панели МДФ:

  • щепа технологическая согласно ГОСТ 15815-83;
  • смола КФ-МТ-15 (карбамидоформальдегидная) по ТУ 6-05-211-1435-87.

Чтобы избежать покупки некачественного материала, необходимо проверить маркировку на упаковке. Важные параметры:

  • данные о производителе, технических условиях производства;
  • область применения плит;
  • их размеры;
  • степень эмиссии формальдегида.

Последний показатель Е1 показывает, сколько миллиграмм вредного вещества выделяют 100 грамм сухой массы материала. Для Евросоюза приемлемым считается Е1 = 8, для РФ Е1 = 10.

Стандарты для ПВХ-панелей

Производство полимерных изделий для внутренней облицовки и других работ внутри помещения нормируется ГОСТ 19111-2001. При этом наиболее значимыми параметрами, которые учитывает стандарт для пластиковой вагонки, являются:

  1. абсолютная деформация при вдавливании – 0,2…1,0 мм;
  2. изменение линейных размеров – не более 2%;
  3. стойкость к удару при температуре +23…-2 градуса Цельсия – не допускается разрушение более 10% образцов;
  4. сохранение цвета и вида поверхности при отсутствии прямых солнечных лучей не менее 3 лет (в зависимости от класса изделий, при наличии УФ-защитной пленки или покрытия срок эксплуатации с сохранением внешнего вида увеличивается в 2….2,5 раза).

Размеры облицовочных панелей не нормируются, контролируется только толщина и количество ребер жесткости внутри планки – они должны выполнение пункта 3.

Виды профилей и размеры

За долгий период изготовления вагонки производители разнообразили технологию. В продажу поставляют несколько видов продукции, отличающейся формами сторон, их размерами, конфигурацией замковой части, фасками.

Стандарт

Стандартная доска с гладкой наружной поверхностью, полученной в результате тщательного шлифования, имеет длину от 2 до 6 м. Поперечный срез выглядит как трапеция, следовательно, нижняя сторона параллельна верху. При этом верхняя плоскость является лицевой, а на нижней по всей длине сделаны прорези.

Толщина обычно составляет минимум 12 мм, а ширина с шипом – 80, сам шип может быть размером от 4…5 мм.

В продаже встречаются и более тонкие изделия, но их не рекомендуется использовать для отделки капитальных строений. Тонкие дощечки коробятся, их начинает вести, долго они не прослужат.

Стандартная вагонка из сосны – самый распространенный, недорогой материал, применяемый для изготовления технических обшивок.

Евровагонка

Профили, изготовленные по европейским нормам, имеют более глубокие пазы, чем у стандарта, и крупные шипы (8…9 мм), способствующие эффективной вентиляции обшивки и надежному соединению.

Толщина досок составляет минимум 12,5 мм и может достигать 22 мм. Минимальная ширина равняется 80 мм, наиболее распространенная – 88+8 (шип) = 96 мм.

Длина изменяется в диапазоне от 0,5 до 6 м, наиболее распространенная, как и у любой вагонки, – 2…6 м.

Более толстую вагонку применяют для обшивки снаружи. Материал прекрасно смотрится как на фасадах строений, так и во внутренних помещениях домов, дач, саун, русских бань.

«Штиль»

Профильные планки под названием «Штиль» похожи на евровагонку, но имеют менее широкую шпунтованную часть; иногда их называют «Колхозницей». Такое исполнение мест стыка не может полностью исключить образование щелей при обшивке, что создает не самое лучшее внешнее впечатление.

Материал часто применяют для отделки сельских подсобных строений, технических сооружений вследствие небольшой стоимости. Утолщенные разновидности продукции немного напоминают покрытия из бруса, их используют для облицовки фасадов.

«Софтлайн»

Благородный профиль с закругленными краями создает необычный декоративный эффект при обшивке внутренних помещений жилых комнат и саун. При любой эксплуатации на материале не появляются заусеницы, сколы, что делает вагонку такого вида востребованным материалом. Размеры «Софтлайн» такие же, как у евровагонки.

«Американка»

Особенность этого вида вагонки в том, что во внутренней плоскости планок присутствует особая выемка, которая позволяет проводить облицовку стен внахлест. Благодаря отсутствию фаски плавный переход от шипа достигает середины планки. Вагонка «Американка» образует надежные места стыковок, образуя покрытия, внешне похожие на сайдинг.

«Блок-хаус»

Этот вид досок с округлой наружной поверхностью, формирующей облицовку, похожую на стенку из бруса. На внутренней плоскости есть пазы, по которым могут стекать избытки влаги, места стыков оформлены в виде обычных углублений и шипов. В первую очередь «Блок-хаус» предназначен для отделки фасадов, некоторым хозяевам нравятся сауны и бани, облицованные выпуклыми профилями.

«Ландхаус»

Планка с рисунчатым наружным слоем, украшенным резными фигурами, внутри имеет плоский вид с канавками по всей длине. Стыки выполнены в виде шипов, обеспечивающих надежное соединение. Лицевая часть на некоторых изделиях имеет сложный рисунок, сделанный фрезерованием или горячим прессованием. Вагонка «Ландхаус» имеет интересное декоративное оформление, что обуславливает высокие цены, превышающие стоимость остальных видов профилей.

Двусторонняя вагонка

При проведении перепланировки дома иногда возникает потребность в возведении перегородок, для которых нужна вагонка, имеющая лицевую поверхность с обеих сторон. Материал можно использовать для обшивки обычных стен, только помещения не должны быть влажными, потому что на обратной стороне двусторонних планок отсутствуют прорези для стекания влаги. А древесина, из которой зачастую делают вагонку, боится влаги.

Сорта и типы вагонки. Описание.

Вагонка представляет собой длинную, выструганную доску, имеющую небольшой пазл по всей длине и гребень с противоположной стороны, что максимально упрощает работу по монтажу с данным отделочным материалом.   Для производства вагонки используют хвойные и лиственные древесные породы. Из хвойных пород в фаворитах производителей и потребителей – сосна – экономно, долговечно и дерево имеет красивый узор на срезе. Достаточно красива и очень надежна вагонка из лиственницы и кедра, но эти виды хвойных может позволить себе далеко не каждый из-за высокой стоимости. Ель не часто используется при внутренней отделке, но не по причине дороговизны, а в силу своих качеств – рыхлой и недолговечной древесины, но зато елка устойчива к влаге, что делает вагонку из нее просто идеальным материалом для внешних работ.     Лиственные деревья, используемые в производстве вагонки: ольха, липа, осина, ясень и клен. Орех и дуб составляют премиальные сорта в производстве, что соответственно обходится дороже бюджетной древесины.   Каждое дерево имеет свои особенности и, опираясь на такие индивидуальные свойства, и идет использование древесины. Вагонка из ели, как правило, идет на строительство беседок и прочих внешних работ. Сосну редко используют в саунах и бане из-за повышенного содержания смол, а вот липа и ольха для таких целей подходят идеально – древесина не нагревается и не сможет нанести ожоги.   Лиственница дает идеальную вагонку для внешних отделочных работ: под влиянием влажной среды, со временем, вагонка из этого дерева становится только тверже и прочнее, но выбор этого материала может остановить высокая стоимость.   Что касается видов вагонки, то производители условно разделяют ее на следующие виды:

  • Евровагонка – самый распространенный вид.
  • Американка – имеет вид бруса и подходит исключительно для горизонтального крепления с наружной стороны зданий.
  • Блок-хаус – имеет форму натурального ствола – круглую.

Производство вагонки идет по одной технологии и только затем она сортируется по категориям и зависят они от количества сучков, смоляных кармашков, трещин, сколов и прочих дефектов, как механических, появившихся при производстве, так и природных.   В соответствии со стандартизацией, принятой в нашей стране – ГОСТу, можно выделить четыре основных класса вагонки:

  • Высший сорт – класс Экстра (Премиум).
  • Первый сорт – класс А
  • Второй сорт – класс В
  • Третий сорт – класс С.

Высший сорт – класс Экстра или Премиум, как уже понятно из названия, самый дорогой и качественный материал для отделки. На вагонке этого класса отсутствуют даже намеки на какие-либо повреждения или дефекты.     Технология сращения несколько удешевляет стоимость этого премиум класса, иначе бы цена была практически космической, но даже этот метод обработки древесины не делает Экстра класс доступным каждому обывателю. Идеальное покрытие для такой вагонки – лак, который законсервирует древесину и не скроет роскошный рисунок текстуры дерева, написанный самой природой.

Первый класс – класс А

Вагонка этого класса напоминает доски из категории Премиум. Однако, малозаметные различия имеются – незначительные трещины, но зато отсутствуют черные и вываливающиеся сучки, гниль и посинение. Используют А класс в лицевом отделочном сегменте, покрытие – прозрачный лак для того, чтобы выгодно подчеркнуть достоинство дерева, но вполне допустимо использовать и масло с воском.  

Второй класс – класс В

Этот класс частенько зовут вторым сортом из-за достаточно заметных дефектов: неострожка по краям (на качество это не влияет, но эстетика уже не та), сучки, синева (не более 10%), смоляные кармашки, червоточины, трещины и выбоины, вместе с тем, все это допустимо только на изнаночной части, не торцовой.     Все вышеописанные недочеты приводят к значительному снижению цены, но увеличению работы с древесиной: на такой вагонке следует сделать затирку специальными средствами и подбирать более темный лак или краску.   Даже учитывая все недочеты и дефекты вагонки класса В, – это самый ходовой сорт благодаря своей цене. Ее с радостью берут для внутренних отделочных работ.

Третий сорт – класс С

В этом классе даже подсчитать количество дефектов – крайне сложное занятие. Крупные сколы, остатки коры, сквозные трещины, выпадающие сучки, большая площадь синевы и сердцевины. Нередко третьим сортом именуют откровенный брак производства. Но и на эту категорию товара находится свой покупатель. Класс С вполне может подойти для отделки подсобок и черновых работ.    

Выбор по форме профиля

Как деревянная, так и пластиковая вагонка по форме и декоративному оформлению наборных панелей, а также и способу их скрепления между собой имеют множество исполнений. Далее мы рассмотрим основные типы отделочного материала, используемого в современном строительстве и различающиеся по форме профиля:

Вагонка — «Панель»

Пиломатериал типа «панель» классической формы, имитирующей стандартный деревянный брус. Может выпускаться как в пластиковом, так и в деревянном исполнении (большинство пластиковых моделей вагонки изготавливаются в самом простом и удобном для сборки варианте).

Евровагонка

Широко распространенный вариант вагонки – «евровагонка», в отличие от классического, имеет более глубокое стыковочное соединение с удлинённым размером шипа, что улучшает её вентиляционные и дренажные свойства. Вагонка типа «Евровагонка» является наиболее подходящим решением для отделки фасадов загородных построек и домов.

Вагонка — «Штиль»

Вагонка «Штиль» (сосна), именуемая, кроме того, как «Крестьянка» или вагонка «Колхозница». Основное её назначение – обшивка стен и потолков помещений. Вагонка «Колхозница» хороша тем, что имеет идеально ровную поверхность, на которой абсолютно не заметно следов от пазов. Достигается это за счёт отсутствия в пиломатериале специальной полки (углубления на лицевой стороне панелей).

Американка

Вагонка «американка», имеющая специальные выемки с внутренней стороны с имитацией укладки внахлест. Благодаря особенностям монтажа, такой пиломатериал чаще всего используют для облицовки фасадов дома. Изготавливается вагонка «американка» исключительно из дерева.

Блок-Хаус

Так называемая вагонка «Блок-хаус», выпускаемая в виде полукруглых и чуть выпуклых в наружной части досок (панелей), имитирующих строение из бревен. Как и вагонка под брус, этот тип облицовки имеет широкую плоскую внутреннюю поверхность и оснащён пазами с шипами по краям. Эта разновидность доски может применяться как при наружных, так и при внутренних отделочных работах.

При рассмотрении профиля панелей следует упомянуть и такую её разновидность как вагонка в четверть, используемую для создания оптимальных условий по отведению влаги. Вагонка четверть – это доска с выбранной у краёв четвертью, которая может монтироваться только внахлест и только по горизонтали.

При таком способе монтажа в стыках вагонки в четверть обязательно будет скапливаться конденсат. Вот почему в бане, например, вагонка в четверть применяться не может, так как не обеспечивает условий для отвода влаги.

В заключение отметим, что фасадная вагонка может использоваться для обшивки практически любых наружных поверхностей дома – просто деревянных, оштукатуренных или каркасных.

Как деревянные, так и пластиковые изделия (вагонка «американка», например) легко обрабатываются простым столярным инструментом. А их крепление на каркасе или обрешётке дома может осуществляться с помощью обычных гвоздей или саморезами с дюбелями.

Из короткого видео вы узнаете о свойствах и характеристиках вагонки, а также узнаете каких сортов она бывает.

https://youtube.com/watch?v=18Vm2HeynpU

Стандартные размеры

Интересно, что на размеры деревянной вагонки влияет и порода деревьев. На практике чаще других для изготовления этого материала используют такие породы, как сосна, лиственница, кедр, липа, ольха, дуб, осина. Виды породы влияют и на разницу стоимости материала из них. Если правильно произвести все расчеты, то не будет переплаты за купленные объемы вагонки.

Ниже будут даны основные данные доски-вагонки: ширина, длина, толщина. Знание этих размеров дают возможность выбрать оптимальное количество досок вагонки.

Есть некоторые отличия по сортам:

Осина

Вагонка из осины чаще всего находит применение в отделке бань, саун, хананей. Изготовляется и поставляется на рынок российскими и европейскими предприятиями. Для импортной продукции характерны повышенные требования к качеству, условиям по влажности, размерам. Все требования заложены в стандарте Евросоюза DIN 6.

Наши ГОСТы менее требовательные по качеству, поэтому материал немного дешевле, но по размерам оба стандарта совпадают:

  • толщина: 12 – 40 мм;
  • ширина: 76 – 200 мм;
  • длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум).
  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (евровагонка — 12.5 мм);
  • полезная ширина: 88 мм;
  • общая ширина (габарит);
  • длина: от 1000 мм до 3000 м.

Дуб

Дубовая вагонка отличается прочностью, износостойкостью, красивой и благородной текстурой. Отделанные вагонкой из дуба жилые и служебные объекты отличаются натуральной привлекательностью.

Стандартные размеры такой вагонки:

  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (иногда бывает — 14 мм или 12? 5);
  • ширина: от 50 до 108 мм (определяется производителем);
  • длина: от 1000 мм до 3000 мм. (наиболее часто 3000 мм, 2700 мм, 2500 мм, 1800 мм.

Сосна

Из сосновых заготовок производят основную массу вагонки. Легкость ее обработки и хранения при низкой цене делают материал доступным большинству покупателей.

Габариты сосновой вагонки:

  • толщина: от 12.5 мм до 15.0 мм. (популярны — 13 мм, или 12.5);
  • ширина: от 50 мм до 108. (определяется на производстве);
  • длина: от 500 мм до 3000 мм. (предпочтительные – 3000 мм, 2000 мм, иногда до 6 метров).

Лиственница

Наряду со стандартными размерами обычной вагонки, на предприятиях могут производить и вагонку с данными, отличными от стандартов. Тем не менее, стандартные показатели чаще применяются в строительной практике.

Стандарты деревянной вагонки:

  • толщина: 12 – 40 мм;
  • ширина: 76 – 200 мм;
  • длина: 0.2 м (минимум) – 6 м (максимум);
  • размер шипа: 4-5 мм.

Стандарты евровагонки деревянной:

  • толщина: 13, 16, 19;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
  • длина: 0,5 м – 6 000 мм;
  • размер шипа: 8-9 мм.

Допустимые отклонения:

  • толщина: 0,7 мм;
  • ширина: 1 мм;
  • длина: +/- 5 мм;
  • размер шипа: +/- 0,5 мм.

Простая доска типа вагонки имеет достаточно большой спектр параметров, ее толщина находится в пределах от 1,2 до 2,5 см, ширина – от 8 до 15 см, длина – от 60 см до 6 м.

Стандарт ЕС ограничен по толщине и ширине – 12,5х96 мм и использует 4 значения длины:

  • 2,1 м;
  • 2,4 м;
  • 2,7 м;
  • 3 м.

На Российских предприятиях могут варьироваться и другие варианты размеров для массового применения: толщина – 1,3; 1,6 и 1,9 см при ширине – 8, 10, 11 и 12 см, длина же ограничена до 6 метров.

Иногда по отдельным заказам производители делают и вагонки с конкретными размерами (толщина – 20 мм, ширина – 120 мм, 125 мм, 140 мм). Доски евровагонки проходят камерную сушку, поэтому выдерживается стандартная влажность материала, которая должна находиться на уровне 10-15%. Обычные доски вагонки до такой влажности не доводят, и она остается на уровне, в 2 раза превышающем европейский уровень. Это влияет на качество, но удешевляет производство. Сушка в специальных камерах очень затратна по технологии и финансам.

Основной параметр, по которому можно сразу отличить евровагонку от обычной доски-вагонки, – размер шипа. В евровагонке он занимает 9% ширины доски (или 8 мм), в обычной доске-вагонке выступ короче – от 4 до 6 мм. В досках, изготовленных как вагонки по стандартам ЕС, делаются пазы с тыльных сторон для прохода воздуха. Это не дает образовываться конденсату и снимает внутреннее напряжение, которое может возникать при перепадах температур.

Отличие евровагонки от вагонки:

  • Осуществляется четкое выполнение требований по качеству.
  • Высушенные в камерах доски евровагонок имеют влажность, не превышающую 12%. В обычной вагонке такой показатель находится в пределах 15-28%.
  • Наружная поверхность досок отшлифована и не требует дальнейшей обработки после облицовки.

  • Каждый пакет с досками упакован в полиэтиленовую пленку.
  • Канавок для вентиляции и отвода конденсата больше.
  • Размер шипа евровагонки – 9 мм, обычной – 5 мм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Домашний мастер
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.